ЗМО Курманбаев рассказал о системе обеспечения вещевым имуществом Министерства обороны Республики Казахстан

1396


В связи с недавними многочисленными выпусками новостей и статьями касательно системы обеспечения вещевым имуществом Министерства обороны Республики Казахстан хотелось бы сообщить следующее.


1.    Расскажите о вещевом обеспечении Вооруженных Сил Республики Казахстан.

В 90-х и начале 2000-х годов обеспечение военнослужащих осуществлялось в условиях крайне ограниченного финансирования закупки вещевого имущества. Обеспечение, как правило, осуществлялось за счет вещевого имущества «НЗ» советского образца. При этом следует отметить, что система обеспечения вещевым имуществом находится в прямой зависимости от степени развития экономики и возможностей государства. 

Благодаря экономическому росту страны, а также постоянному вниманию Верховного Главнокомандующего к Вооруженным Силам, работе руководства Министерства обороны Республики Казахстан, произошли значительные преобразования в обеспечении вещевым имуществом. Прежде всего, это коснулось увеличения финансирования на нужды вещевого обеспечения.

Сегодня производство вещевого имущества для нужд Вооруженных Сил в соответствии с законодательством Республики Казахстан производится в рамках государственного оборонного заказа. Согласно Закону Республики Казахстан от 18 марта 2019 года «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» выбор исполнителей и заключение договоров на поставку вещевого имущества возложено на уполномоченный орган – Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан. 

Министерство обороны является лишь основным потребителем вещевого имущества и определяет только необходимую потребность (количество) и качественные параметры поставляемого имущества. Это указывается в разрабатываемых оборонным ведомством технических спецификациях, которые направляются в Министерство индустрии 
и инфраструктурного развития для дальнейшей организации конкурсных процедур.само Министерство обороны ни с кем никаких контрактов или договоров не заключает.

После проведения конкурсных процедур и изготовления вещевого имущества, обмундирование поставляется в ВС РК, где оно проходит приемку в соответствии с заявленными Министерством обороны требованиями и дальнейшее распределение по войскам.

Являясь частью гособоронзаказа, вещевое имущество, как и другие виды военного имущества (вооружение и военная техника, боеприпасы), в рамках ГОЗ рассматривается в специально созданных коллегиальных органах с участием заинтересованных государственных органов. 

Поскольку значительная часть информации о типах, количестве вооружения, численности личного состава имеет служебный характер, доступ к ней ограничен теми лицами, кого это напрямую касается.


2.    Как менялась военная форма казахстанских военнослужащих?

Традиционно в нашей армии воспитание и привитие таких качеств, как дисциплина и порядок, всегда начинались с формы одежды. Поэтому в Вооруженных Силах Республики Казахстан военной форме всегда отводится особая роль. Наряду с выполнением функций чисто военного характера она обязывает военнослужащего быть дисциплинированным, опрятным, подтянутым, с достоинством нести почетное звание защитника Родины. 

При этом следует учитывать, что требования, предъявляемые 
к обмундированию и обуви, должны соответствовать задачам, стоящим перед Вооруженными Силами.

Министерством обороны совместно с предприятиями легкой промышленности на постоянной основе ведется работа по усовершенствованию обмундирования, обуви и снаряжения

При разработке военной формы одежды проводится анализ формы одежды военнослужащих прошлых лет, изучается богатое наследие нашего народа, требования современности и передовой опыт зарубежных стран, а также учитываются климатические условия нашей Родины.

Также нельзя забывать, что военнослужащие Вооруженных Сил Республики Казахстан вовлечены в международную деятельность. Это совместные учения, соревнования, миротворческая деятельность. 
В связи с этим форменному обмундированию военнослужащих уделяется пристальное внимание со стороны иностранных представителей. 
Данное обстоятельство формирует общее представление о нашем государстве и является составной частью имиджа страны.

В 2011 году Министерством обороны совместно с авторским домом «Куралай Нуркадилова» была разработана актуальная сегодня форма одежды, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 25 августа 2011 года № 144 «О военной форме одежды и знаках различия военнослужащих Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан».

Для обмундирования военнослужащих применены новые цветовые гаммы, которые являются современными и позитивными в том числе:

цвет формы одежды Сухопутных войсках темной полыни подчеркивает цвет нашей богатой степи;

цвет формы одежды Сил Воздушной обороны синий означающий цвет охраняемого неба;

форма одежды Военно-Морских Сил черного цвета взята 
на основе многовековых традиций Военно-морских сил.

На парадном обмундировании высшего офицерского состава совмещен дизайн вышивки – сочетание лавров с национальным казахским орнаментом, что придает обмундированию евроазиатский характер. 

Удобство обмундирования воина – это важное условие успешного выполнения как повседневных, так и боевых задач, поэтому дизайнеры 
и разработчики одежды регулярно совершенствуют военную форму, используют новейшие технологии производства, разрабатывают универсальные комплекты и испытывают новые образцы. Ввиду того, что на современном этапе быстро меняются условия как повседневной деятельности, так и выполнения боевых задач, обмундирование требует новых изменений. Реагируя на веяние времени, форма, введенная 9 лет назад, возможно, станет устаревшей как дизайном, так и функциональностью. И если потребуется, то будут проведены кардинальные изменения.


3. Какая работа проводится по улучшению качества формы одежды?

Прежде всего, в целях изучения потребительских свойств приобретаемого в рамках государственного оборонного заказа вещевого имущества на постоянной основе производятся практические испытания образцов обмундирования.

В целях совершенствования военной формы одежды Управлением начальника Тыла и вооружения проводятся встречи (презентации) 
с ведущими производителями военного обмундирования. В частности, организована совместная работа с «YDS» (Турция), «БТК групп» (Россия), «HAIX», «LOWA», «Allmulticam» (Германия). По итогам встреч был проведен анализ, выработаны рекомендации по перспективам совершенствования полевой формы одежды, которые предложены отечественным предприятиям легкой промышленности для внедрения установленным порядком.

Также Министерством обороны совместно с отечественными производителями военной формы одежды постоянно ведется работа 
по разработке и совершенствованию национальных стандартов с целью улучшения качества вещевого имущества, создание образцов, отвечающих современным требованиям, с учетом передового опыта развитых зарубежных стран. Только за 3 последних года – почти 100 стандартов. Так в 2017 году введены в действие 47 новых национальных стандартов на предметы вещевого имущества, в 2018 году – 23 стандарта, в 2019 году еще 28 стандартов. Многие из этих стандартов содержат по несколько наименований предметов вещевого имущества, что в целом, при наличии международных стандартов, охватывает большую часть приобретаемого вещевого имущества. Работа в этом направлении продолжается.


4. Какая роль отведена Министерству обороны в развитии легкой промышленности РК?

Министерство обороны является одним из основных потребителей вещевого имущества для военнослужащих. 

Более того, оборонное ведомство на сегодня – единственный из силовых органов, который обеспечен на 100% продукцией исключительно отечественного производства.

Также со стороны Министерства обороны предпринимаются все необходимые меры для поддержки отечественных производителей. 
Так, с 2016 года технические спецификации на приобретаемое вещевое имущество разрабатывались и согласовывались непосредственно с отечественными предприятиями-исполнителями государственного оборонного заказа с учетом их производственных возможностей.


5. Что Вы можете сказать о долгосрочном контракте Министерства обороны с отечественными предприятиями легкой промышленности, который был отменен в последний год?

Это не достоверная информация. Министерство обороны никаких контрактов не заключало и не заключает.

Касательно долгосрочного 5-летнего контракта на поставку вещевого имущество сообщаем, что данный контракт был заключен 
в 2016 году между единым на тот момент оператором выполнения гособоронзаказа – АО «Национальная компания «Казахстан инжиниринг», и консорциумом отечественных производителей «Жасампаз». Вся продукция для нужд Министерства обороны, поставлялась отечественными производителями в рамках заключенного контракта.

В соответствии с принятым в 2019 году Законом РК «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» с 2020 года институт единого оператора гособоронзаказа ликвидирован, и Министерство обороны по вопросам поставки вещевого имущества работает непосредственно с уполномоченным органом – Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК.

Все спорные на сегодняшний день моменты требуют законодательного регулирования.

Министерство обороны не отменяло никаких контрактов, как это указывалось в некоторых СМИ. Кроме того, что в настоящее время Министерством обороны подан иск в отношении главы наблюдательного совета группы компаний ТОО «Azala Textile» Бауржана Джамалова за распространение ложной информации посредством СМИ, порочащей деловую репутацию оборонного ведомства. При этом, зная сложившееся финансовое положение компании «Azala Textile», и чтобы не пострадали работники данного предприятия, Министерство обороны оценило свой моральный ущерб в 0 тенге.

Мы считаем, что нам всем необходимо воспитывать культуру цивилизованного разрешения споров в правовом поле с соблюдением принципов этики. 

Также, в рамках проводимых реформ и оптимизации Министерством обороны на постоянной основе изучается система материально-технического обеспечения вооруженных сил ведущих стран мира, в том числе и вопросы заключения долгосрочных контрактов.

Нам известно, что в Российской Федерации исполнение государственного оборонного заказа передано группе компаний 
«БТК груп» на долгосрочный период. И существует ряд как негативных, так и положительных моментов в таком стратегическом партнерстве. Полное копирование всех элементов системы материально-технического обеспечения вооруженных сил другого государства будет явно неверным шагом. Необходимо всесторонне изучить возможность применения такой долгосрочной системы отношений и выработать комплекс мер, учитывающих казахстанские условия. В этом числе 
и необходимость поддержания определенной конкурентной среды, позволяющей соблюдать соотношение «цена-качество» поставляемой продукции на необходимом уровне. 


6. По Вашему мнению, как можно повысить степень казахстанского содержания в имуществе, поставляемом для нужд МО РК?

Отвечая на этот вопрос, хочу подчеркнуть, что Вооруженные Силы и, в целом, силовые структуры страны закупают разнообразную продукцию, начиная с вооружения и военной техники. В мире не так много стран, которые ориентируются или пытаются ориентироваться на закупки исключительно у своих производителей. Применительно к вооружению и военной технике нам надо определить критически важную номенклатуру, которую есть смысл производить в Казахстане. В первую очередь, речь должна идти преимущественно о расходных материалах. Это обусловлено объективными законами экономики – заказы нашей компактной, немногочисленной Армии не могут полностью загрузить производственные мощности казахстанских предприятий. Нельзя забывать и о том, что свои затраты на подготовку производства предприятие обязательно распределит на объем выпуска. Другими словами, чем больше объем закупок, тем меньше доля издержек на единицу продукции. Также надо иметь ввиду, что вооруженные силы всех стран мира, в первую очередь руководствуются критерием «стоимость/эффективность», стремясь обеспечить максимально лучшие боевые качества вооружения при минимальных бюджетных затратах. Поэтому Казахстан в этом плане не является исключением.

Что касается непосредственно текстильной промышленности, то на сегодняшний день, к сожалению, отдельные материалы, необходимые для производства военной одежды (в частности, для специальных подразделений) не производятся в РК или производятся с низкими качественными характеристиками.

Также не следует забывать, что по роду деятельности высшее командование Вооруженных Сил обязано заботиться прежде всего об обороноспособности и об обеспечении Вооруженных Сил наиболее качественным и эффективным военным имуществом, что называется «сберегая народные средства». 

Армия – часть общества, охватывающая вместе с членами семей несколько сотен тысяч человек. Когда от них поступают жалобы, мы обязаны принимать меры. Ведь это наши молодые сограждане.

Качество поставляемого отечественными производителями вещевого имущества не всегда соответствует предъявляемым требованиям. В отдельных предметах присутствуют такие недостатки как недостаточная прочность, а если говорить более специфичными терминами, то высокая истираемость, пилингуемость, выцветание 
и быстрый износ обмундирования. 

В этой связи, вопрос содержания отечественного сырья в продукции относится не столько к Министерству обороны, сколько к самим отечественным производителям.


7. Как взаимодействует Министерство обороны с предприятиями легкой промышленности?  

Несмотря на то, что договорных отношений непосредственно 
с исполнителями государственного оборонного заказа у Министерства обороны нет, руководством Министерством обороны, а также специалистами вещевой службы ведется тесная совместная работа 
по совершенствованию и улучшению качества вещевого имущества, 
а также его стандартизации.

Кроме этого руководством Министерства обороны периодически проводятся совещания и встречи с представителями предприятий отечественной легкой промышленности. В 2019 г. Министром обороны проведено ознакомительное посещение производства ТОО «Astana Ютария ltd» руководитель, которой является лидером консорциума «Жасампаз» и других предпринимателей.

Кроме того, по договоренности и обоюдному согласию в 2019 году у отечественных производителей через КОП «Жасампаз» приобретено 10 000 экспериментальных комплектов зимнего обмундирования 
с применением полиуретанового покрытия, которые в текущем году проходят опытную эксплуатацию. Минобороны не отказывается 
от приобретения данного материала и планирует в 2021 году, как и предписано законом, после завершения опытной носки и устранения выявленных недостатков, использовать его для обеспечения войск. Параллельно будут вноситься изменения в национальные стандарты.

Также Министерством обороны совместно с предприятиями легкой промышленности ведется работа над усовершенствованием военной формы, повышением комфорта носки и улучшением других качественных характеристик. Как результат, вырабатываются технические спецификации, учитывающие как потребительские, так и промышленные свойства вещевого имущества.

В этой связи отечественным предприятиям было предложено направить в адрес Министерства обороны свои предложения и разработки по совершенствованию военной формы одежды, а также подтвердить свое желание продолжать совместную работу в данном направлении.
Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -