Банковская карта Казахстана: слияния, поглощения

2794
Анна Черненко Корреспондент
Фото: Kapital.kz

Весна и лето стали жаркими для казахстанского банковского сектора. Едва успел финансовый регулятор выдать разрешение на покупку Jusan Bank банковской группе Kaspi, как другой банк – Forte Bank объявил о покупке им Home Credit Bank.

Что сулит клиентам борьба в верхних строчках банковской таблицы

И Forte, и Kaspi, позиционирующий себя финтех-компанией с банком внутри, относятся к наиболее крупным банкам. Kaspi занимает второе место по активам после Halyk банка, а Forte – пятое, сразу же после государственного сберегательного Отбасы банка, который ввиду своей модели не является классическим коммерческим банком. Jusan (теперь уже Alatau City Bank) и Home Credit находились на 6-м и 12-м местах по активам соответственно.

Что же получат приобретатели озвученных банков? Владелец Alatau City Bank еще не озвучил публичную позицию о его будущей стратегии. На сайте банка предложены те же продукты, как и до его продажи. Судя по всему, резкого переформатирования стратегии банка ожидать не стоит. У банка хорошие позиции в розничном сегменте и по МСБ, которые вполне по силам приумножить.

Гораздо понятней перспектива тандема Forte и Home Credit. Менеджмент Forte Bank прокомментировал, что на первых порах Home Credit будет оставаться самостоятельным дочерним банком, а его филиальная сеть, возможно, будет параллельно работать с филиальной сетью Forte. Банкиры прекрасно помнят, насколько сложно проходило присоединение БТА Банка к Казкому, а после объединенного «монстра» к Halyk банку. Как и у этих трех банков, у Forte и у Home Credit разные бизнес-модели и стратегии развития. Forte больше ориентирован на крупный корпоративный бизнес, активно развивает премиальный banking, тогда как Home изначально развивался как семейный розничный банк, а затем за короткое время освоил нишу МСБ.

Forte Bank обратил пристальное внимание на МСБ не так давно. Стал участвовать в программе льготного государственного автокредитования и программах фонда «Даму». Между тем быстро перейти к лидирующим позициям по МСБ получается не у каждого банка. В секторе слишком высока конкуренция и доминирование лидирующих крупных банков. Покупка Home Credit решит проблему расширенного доступа к МСБ.

Forte больше делал ставку на МСБ через участие в льготных программах, тогда как Home Credit покорял МСБ рыночным путем. Банк несколько лет назад ушел от акцента на семейных и частных клиентов в пользу МСБ. Для продвижения в сегменте потратился на привлечение опытного менеджмента, штата айтишников, разработку банковского приложения и финтех-продуктов. Сейчас всеми наработками воспользуется Forte. Это позволит ему, как в свое время – в 2022-м году – БЦК и Halyk банкам, купить клиентские портфели ушедших с Казахстана российских банков. Наработки и клиенты Home Credit дадут Forte Bank дополнительную скорость на рынке Алматы в общем и в секторе МСБ в частности. После чего, с большой долей вероятности, купленный банк тихо вольют в состав Forte.

С каждым годом сектор МСБ становится все важнее для банков в частности и для страны в целом. Он дает порядка 40% ВВП, в нем занято свыше 4 млн человек из чуть больше 9 млн работающих граждан страны. Задача МСБ занять свыше 50% в ВВП, а роль государственной помощи делает этот сегмент выдающимся среди других клиентов банков. Тем более, финансовый регулятор, вслух говоря о привлечении новых иностранных игроков в банковский сектор, усиливает регуляторное давление над банками, ограничивая их в потребительском кредитовании.

Но для МСБ правительство открыло множество возможностей в виде льготных кредитных государственных программ. Значительная доля МСБ сфокусирована в Алматы и области. Доля МСБ в региональном валовом продукте Алматы превышает 60%.

Forte Bank – единственный частный банк, переехавший штаб-квартирой в столицу. Но, приняв лоск столичного банка, Forte серьезно сдул позиции на алматинском рынке. Здесь правят бал Halyk и Kaspi. У Home Credit в Алматы также твердые позиции благодаря филиальной сети, ярким маркетинговым кампаниям, оперативным конкурентным продуктам и открытому руководству банка. Покупка Home Credit, бесспорно, усилит позиции Forte в банковском секторе. Более низкая стоимость заимствования для Forte сделает продукты купленного банка более конкурентными.

Что касается розничных клиентов, то таковых, ввиду размера банка, больше у Forte. На начало июня банк держал депозиты физических лиц на сумму свыше 1 трлн тенге. Депозиты юридических лиц в два раза превышают розничные вклады. Home Credit обладает меньшей депозитной базой, зато отличается ее качеством. 89% депозитов, или 507 млрд тенге, – деньги физических лиц. Объединенные в группу, Home и Forte совокупно займут четвертое место после БЦК по активам, дотянутся до Отбасы банка по ссудному портфелю и опередят его по депозитам. Тандем вплотную дотянется до БЦК, который уже «переварил» поглощение портфеля Альфа банка. Борьба в верхних строчках банковской таблицы еще больше усилится.

Что ждать клиентам? Большего усиления влияния крупных банков, потерю шарма, обаяния, маркетинговой оперативности и креативности средних банков, которых становится все меньше. Оставшиеся игроки будут сокращать затраты на привлечение клиентов, сделают запуск новых продуктов и сервисов более точечным, будут зарабатывать на масштабировании бизнеса. Время уютных средних банков подходит к концу.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -