Логистика стремится к цифровизации

10467
Фото: с сайта ati.su

Развитие логистики стало одной из основных тем экономической повестки 2022 года. О наиболее важных событиях года и январских новостях – в нашем материале.

Итоги года в цифрах

Весь год казахстанская сфера грузоперевозок перестраивалась под новые реалии – санкции в отношении России поменяли карту логистических цепочек. Роль Казахстана резко возросла: располагаясь в центре Евразии, страна превращается в логистический хаб, через который следуют грузы с востока на запад и с севера на юг. По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, объем транзитных грузов, перевезенных по территории страны, в 2022 году увеличился на 12,6% – до 26,8 млн тонн.

В 2022 году сильно вырос спрос на экспортные перевозки. По данным Биржи ATI.SU, количество заявок на доставку грузов из Казахстана в другие страны увеличилось на 122%. Например, в два раза вырос спрос на перевозку в Россию. Существенно увеличился грузопоток из РК в Беларусь, Польшу, Германию, Узбекистан. Ставки на перевозки по экспортным направлениям выросли в среднем на 41%.

На импортных направлениях наблюдался более умеренный рост: количество заявок по итогам года увеличилось на 10%, ставки – лишь на 7%. Заметно подросли перевозки из ряда европейских стран – Беларусь, Польша, Германия, Италия, прибавили Турция и Грузия. Импорт из России снизился на 3%. Количество заявок на перевозки по Казахстану выросло на 71%, ставки увеличились в среднем на 20%.

Концепция до 2030 года

В конце года утверждена Концепция развития транспортно-логистического потенциала Казахстана до 2030 года. Это объемный документ, в котором проанализирована текущая ситуация в транспортной отрасли, обозначены проблемы и точки роста. Так, среди мер по повышению эффективности автомобильных грузоперевозок предусмотрена разработка новых механизмов возмещения затрат на содержание дорожной инфраструктуры. Иными словами, плата за пользование дорогами будет зависеть от типа, назначения и страны происхождения транспортного средства.

Также будут разработаны меры по ускорению доставки грузов, повышению пропускной способности международных транзитно-транспортных коридоров, развитию дорожной сети и инфраструктуры. Много внимания уделяется повышению эффективности логистической отрасли за счет цифровизации и внедрения интеллектуальных систем управления. Например, автоматизация операционных процессов является одной из наиболее острых проблем в сфере перевозок автомобильным транспортом, говорится в Концепции. Из-за этого отсутствует актуальная, оперативная и достоверная информация практически по всему спектру показателей работы автотранспорта. Это снижает качество управленческих решений, скорость их принятия и выполнения.

Главные события минувшего года

В 2022 году утвержден план по модернизации магистральной железнодорожной сети и подъездных путей. По поручению президента начался процесс трансформации АО НК «Казахстан Темир Жолы» в Национальную транспортно-логистическую компанию. Созданный при КТЖ Центр компетенции должен организовать новые логистические продукты и способствовать переориентации транзитных грузопотоков Евразии на трансказахстанские маршруты.

Намечены меры по увеличению пропускной способности портов Актау и Курык, а на Каспийском море планируется создать «контейнерный хаб». Подписаны дорожные карты с Азербайджаном, Турцией и Грузией на 2022-2027 годы по устранению «узких» мест и укреплению Транскаспийского международного транспортного маршрута.

Началось реформирование дорожной сети. К 2025 году планируется привести 100% республиканских дорог и 95% дорог местной сети в нормативное состояние. 

Вектор на международное сотрудничество

Фокус на налаживание международных связей, взятый в 2022 году, продолжается. В январе 2023 года АО НК «КазМунайГаз» подписало Соглашение о стратегическом партнерстве с крупнейшим логистическим оператором Объединенных Арабских Эмиратов – компанией Abu Dhabi Ports Company.

Компании планируют создать совместное предприятие по оказанию морских услуг для нефтегазовых проектов в Каспийском море. Кроме этого, есть планы по созданию флота для поддержки оффшорных проектов в Каспийском море (мелкосидящие суда различного типа) и танкерного флота для альтернативных маршрутов экспорта казахстанской нефти (через порт Актау в направлении Азербайджана). Изучаются возможности для создания торгового флота для транзита грузов из Китая в Европу по Транскаспийскому маршруту и по маршруту «Север-Юг» (РФ – Иран).

Развиваются отношения и с ближайшими соседями. Президент РК Касым-Жомарт Токаев посетил Ташкент с официальным визитом. Подписан договор о союзнических отношениях между Казахстаном и Узбекистаном, а также 17 различных соглашений между компаниями двух стран.

Например, казахстанские РТС Holding и Halyk Bank, хокимият Ташкентской области и узбекское ООО VUONO CAPITAL намерены построить мультимодальный логистический центр общей стоимостью около 300 млн долларов. Компании обещают, что это будет инновационный терминал, где будут использованы все доступные на сегодня инновационные технологии для логистики. Появление такого центра позволит вывести инфраструктуру на качественно новый уровень, а также нарастить объемы грузоперевозок между странами.

Казахстанская делегация во главе с первым заместителем премьер-министра Романом Скляром посетила Россию. В ходе встреч обсуждались вопросы инфраструктурного строительства и развития грузоперевозок между странами. Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин подчеркнул необходимость развития железнодорожного и автомобильного сообщения между странами, а также заявил о заинтересованности России в реализации проекта трассы «Меридиан».

Рената ЗОБОВА, директор казахстанского представительства международной Биржи грузоперевозок ATI.SU

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -