На каком этапе находится проект по созданию казахстанской ракеты-носителя.
Казахстан планирует выйти на испытание отечественной сверхлегкой ракеты-носителя на смесевом твердом ракетном топливе в 2030 году. В качестве первого шага на пути освоения ракетных технологий в 2025 году планируется запустить собственную метеорологическую ракету.
К слову, создание ракет для Казахстана является уже вторым направлением в освоении космической техники и технологий. Первым было создание космической научно-технологической и производственной инфраструктуры для разработки, проектирования, изготовления и испытаний космических аппаратов. В настоящее время Казахстан имеет в космосе собственную группировку из шести спутников.
Актуальность задачи создания отечественной сверхлегкой ракеты-носителя связана не только с проблемами сохранения и развития космодрома «Байконур» в условиях предстоящего ухода с него Роскосмоса, который построил и ввел в эксплуатацию новый космодром Восточный на Дальнем Востоке. Актуальность задачи связана также с проблемой полной загрузки предприятий созданной космической отрасли. Она включает в своем составе: Национальную компанию «Казахстан Гарыш сапары», Казахстанско-французское предприятие «Галам», которые базируются в Национальном космическом центре, имеющем современный Сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов, который не имеет аналогов в СНГ; проектно-конструкторское бюро космической техники и опытное производство для выполнения работ по проектированию, изготовлению компонентов, сборке и испытаниям космических аппаратов связи и дистанционного зондирования Земли.
Финансирование научных работ по программе разработки ракеты-носителя сверхлегкого класса началось совсем недавно – в 2021 году. Хотя научные заделы по ракетной технике имелись ранее. Авторами этих заделов являются три профессора еще с советских времен – все они выпускники российских вузов, имеющие опыт практической работы в закрытых «почтовых ящиках» по трем разным закрытым направлениям. Это: двигатели и топливо; системы управления движением и навигации; конструкции ракет.
Двигатели и топливо – это сердце ракеты. Система управления движением и навигации – мозг ракеты; а конструкция – остов (скелет) ракеты. Во всех странах работы по этим направлениям ведутся в закрытом режиме под грифом секретно, так как передача по ним знаний и технологий запрещена международным режимом контроля за ракетными технологиями и международным режимом ограничения передачи технологий двойного назначения.
За период выполнения программ целевого финансирования завершена стадия НИР по всем трем указанным выше направлениям и направлениям, смежным с ними.
- Исследованы на лабораторном уровне различные варианты смесевого твердого ракетного топлива, внутренняя баллистика двигателей при горении топлива;
- исследованы различные композитные материалы для изготовления корпусов ракет и двигателей, решены задачи построения программных траекторий полета ракет-носителей, разработки системы их угловой стабилизации и системы инерциально-спутниковой навигации;
- проведены стендовые испытания разработанного прототипа топлива, двигателя и композитных материалов, а также летные испытания экспериментальных моделей ракет.
Самое главное – сформированы и растут команды отечественных специалистов, большая часть которых являются молодыми специалистами из числа докторантов и магистрантов, а также студентов бакалавриата вузов. Ядро кадрового состава лабораторий и конструкторского бюро составляют специалисты, работавшие ранее на предприятиях оборонной промышленности Казахстана и имеющие опыт работы на производстве.
Создан консорциум исполнителей программы, участниками которого являются Национальный центр космических исследований и технологий, в составе которого создано конструкторское бюро – головная организация, ТОО «Алма ДК», Институт проблем горения, Институт механики и машиноведения имени академика У.А. Жолдасбекова, Институт космической техники и технологий, Алматинский университет энергетики и связи.
Начаты проектные работы, разработаны технические задания и технические предложения по созданию космического ракетного комплекса на базе ракеты-носителя сверхлегкого класса. В данное время начаты ОКР по разработке составных частей ракеты-носителя сверхлегкого класса.
Если будут решены вопросы увеличения объемов финансирования научной программы, то появится возможность расширить и углубить работу по подготовке отечественных специалистов по ракетной технике и тем самым ускорить работы по созданию отечественной ракеты-носителя сверхлегкого класса.
По тактико-техническим характеристикам она рассчитана на запуски микроспутников дистанционного зондирования Земли весом около 100 килограммов, которые будут производиться в Сборочно-испытательном комплексе космических аппаратов. Это позволит выполнять заказы «под ключ», т.е. не только произвести спутник, но и вывести его на орбиту, сдать в эксплуатацию на орбите. Синергетический эффект от таких услуг позволит быть космической отрасли конкурентоспособной на мировом рынке.
Мировой опыт показывает, что освоение технологий разработки и производства ракет-носителей идет поэтапно, начиная от малых модельных ракет до больших и сложных ракет. Следуя ему, консорциум исполнителей программы планирует в будущем году создать и запустить малую метеорологическую ракету. Опыт ее создания и пуска позволит накопить опыт, знания, умения и навыки специалистов, необходимые при создании ракет-носителей сверхлегкого класса коммерческого назначения.
Об авторе
- Мейрбек МОЛДАБЕКОВ, лауреат Государственной премии РК в области науки и техники им. аль-Фараби 2015 года.
- В 1998-2001 годах – председатель Аэрокосмического комитета Миннауки-АН РК; в 2008-2014 гг. – заместитель председателя Национального космического агентства РК; в 2014-2016гг. – заместитель председателя Аэрокосмического комитета Министерства по инвестициям и развитию РК.
- Его исследования и разработки по адаптивным системам автоматического управления летательными аппаратами (сверхзвуковые самолеты-истребители, реактивные снаряды), по методам анализа, синтеза и автоматизированного проектирования рычажных механизмов, по динамике машин и управлению машинами в 1992 году отмечены высшей научной наградой Союза научных и инженерных обществ РФ – Золотой медалью имени В.Г. Шухова.
- В настоящее время руководит научными проектами по разработке систем автоматического управления космическими аппаратами, ракетами-носителями в рамках программ прикладных научных исследований в области космической деятельности Аэрокосмического комитета МЦРИАП.
- Им опубликовано более 320 научных работ, в том числе 7 монографий, 6 учебных пособий, 9 авторских свидетельств СССР и 16 патентов РК, подготовлено 11 кандидатов и 7 докторов наук.
- Он внес значительный вклад в создание казахстанских структур на космодроме «Байконур», космической отрасли Казахстана. Награжден государственными наградами, в том числе орденами «Курмет» (1998) и «Парасат» (2007).
Также известен как один из основателей легендарного вокально-инструментального ансамбля «Дос-Мукасан».
Мейрбек МОЛДАБЕКОВ, доктор технических наук, профессор, академик НАН РК, главный научный сотрудник Института космической техники и технологий Казкосмоса, фото из архива автора