К 110-летию со Дня рождения крупного государственного деятеля Ильяса Омарова(1912-1970) в Казгосфилармонии им. Жамбыла состоялся творческий вечер фортепианной музыки «Судьба как пример» в исполнении известной пианистки Жанар Сулеймановой, посвященный памяти выдающейся личности.
С именем Ильяса Омарова связана целая эпоха прошлого столетия. Его деятельность – наша общая гордость. Вспоминать об Ильясе Омарове можно долго, искренне и тепло. Просьба каждого человека не оставалась без его внимания, он трепетно реагировал на любые жизненные ситуации всех, кто его окружал. И по сей день люди той эпохи с большой благодарностью и любовью вспоминают о нем, как о человеке с большим сердцем.
Своими теплыми воспоминаниями перед концертом поделилась его внучка Алина Диасовна Омарова-Самай, отметив важность его роли как в политической, так и в экономической деятельности страны. Прима-балерина трех ведущих театров, заслуженная артистка КазССР Людмила Георгиевна Рудакова сказала, что о вечере памяти она узнала от любимого ученика Рамазана Бапова, от Дамира Уразымбетова. Вспоминая юбиляра она отметила, что по приглашению Ильяса Омарова она и стала в свое время ведущей солисткой театра оперы и балета им. Абая, переехав из Кишинева в Алма-Ату, исполняя в то время все ведущие партии балетных постановок. Что Ильяс Омаров создал в те годы все необходимые условия для проявления ее творчества.
С большой теплотой и любовью вспоминает о деятельности Ильяса Омарова и о его человеческих качествах старший преподаватель АМК им. Чайковского, ветеран труда Марьям Сералиевна Кожамкулова:
Ильяс Омаров впитывал в себя все лучшее, что только мог познавать и это лучшее он передавал следующему поколению, вложив большой вклад в развитие национальной культуры Казахстана. Все то, что мы сегодня постигли, большая доля его заслуг, его глубоких переживаний и осмысления, включая ряд личностей целых поколений. Наследие казахского народа – песни, кюи, эпосы, сказания в стихах дошли до наших дней сквозь множества эпох, раскрывая сильные черты характера и богатого внутреннего мира всего народа. Пропагандируя эти великие ценности, Ильяс Омаров вкладывал в национальное искусство свою излучающую энергию, мудрость, прекрасные ораторские способности, открывая дорогу для молодежи, понимая, что за ними будущее. По его инициативе были установлены студенческие стипендии. Он был ярким, достойным примером и для молодежи, и для поколения всей ушедшей эпохи. Он постоянно общался с людьми творчества, ценил их вклад, знал все новые произведения писателей, композиторов, художников и имел большой авторитет в творческой среде. Широкий круг его интересов, забота о сохранении культурных традиций и языка нашего народа тесно связали Ильяса-ага с моим отцом, народным артистом КазССР, лауреатом Госпремий, основоположником драмтеатра и кино Сералы Кожамкуловым. Отрадно, что вечер фортепианной музыки, посвященный 110-летию Ильяса Омарова, в исполнении талантливой пианистки, дочери известного ученого Халела Сулейманова, дипломанта международных конкурсов в США, Италии, Франции Жанар Сулеймановой, стали традицией и данью уважения к его светлой памяти. Марьям Кожамкулова
фото Диаса Мамырбаева
Рассказывая о концертной программе, солистка филармонии Жанар Сулейманова отмечает, что Ильяс Омарович Омаров с одной стороны, был интернационалистом, с другой – патриотом и в то же время глубоко порядочным, культурным, интеллигентным и высокообразованным человеком. Он не переставал жить в мире искусства и музыки, в свое время поспособствовал подъёму казахстанской культуры на достойный уровень. По воспоминаниям его сына Тамерлана Ильясовича, Ильяс Омарович очень любил музыку И.С. Баха, Л. Бетховена, Ф.Шуберта, Ф.Шопена, Ф.Листа.
В концертах 2012, 2017 года к юбилеям И.Омарова я играла многие любимые им пьесы этих композиторов. Но зная, что как министр культуры он поощрял разнообразие репертуара, я решила исполнить редко исполняемые произведения, такие как изысканная соната Доменико Скарлатти или родственная духу «бури и натиска" Бетховена соната Клементи си минор, соч.40, номер 2. С другой стороны , были исполнены широко известные произведения, как «Лунная соната" Л.Бетховена, которую любил Ильяс Омаров, а также Двенадцатая рапсодия Ф.Листа. И.О. Омаров любил творчество Шандора Петефи и написал о нем статью. Есть духовное родство Листа и Петефи. В статье о Петефи И. Омаров говорил и о родстве венгерского и казахского народов. Потому было исполнено также авангардное «Варварское Аллегро" Б.Бартока. Особо важной частью программы стали произведения казахстанских композиторов, творивших в эпоху И.Омарова. Г.Жубанова и К.Кужамьяров оставили о нем свои статьи-воспоминания. А «Поэма-легенда о домбре" Н.Мендыгалиева перекликалась со словами И.Омарова: «Я природный степняк". Произведения, ставшие классикой казахстанской музыки стали украшением программы. Стоит сказать, что находившиеся в зале зарубежные гости были в восторге именно от казахстанской фортепианной классики. Жанар Сулейманова
Айгуль БЕЙСЕНОВА