Почему казахстанцы не любят свою работу?

26875
Фото: "Счастье в труде!" - плакат СССР 1970-х годов

Более трех миллионов граждан РК хотели бы поменять свою работу. Это неофициальные данные. Официальные же такие: 205 тысяч человек обратились в 2021 году в центры занятости, чтобы пройти переподготовку по новой специальности. 127 тысяч из них нашли желаемую профессию.

Почему же такая разница в официальных и неофициальных сведениях? Да потому, что большая часть работников даже если и не любит свою нынешнюю работу, все равно предпочитает сидеть и, как говорится, «не рыпаться» – по принципу «от добра не ищут, слава Богу, хоть такая работа есть».

Я назвал цифру в три с лишним миллиона, основываясь на данных мировой и российской статистики, потому что в Казахстане как не велись масштабные соцопросы, так и не ведутся. Между тем рынки труда России и Казахстана весьма схожи, поэтому и статданные тоже будут почти идентичными.

Так вот, в России, по данным Национального агентства финансовых исследований, 56% работников не любят свою работу. Если мы применим этот процент к РК, то получим примерно 3,6 миллиона человек. В мире показатели еще хуже – более 80% людей не испытывают к своей работе добрых чувств. Так утверждает крупнейшее международное рейтинговое агентство Deloitte’s Shift. Кстати, большинство желающих сменить род деятельности как в мире, так и в нашей стране – люди в возрасте от 30 до 50 лет.

Из мировых причин ненависти к работе выделяются следующие: долгая дорога с пересадками; еда быстрого приготовления; тупые и жадные начальники; бессмысленные и бесконечные собрания, маленькая зарплата. Россияне не любят работу из-за низких окладов, из-за задержек зарплаты, из-за плохих условий труда, из-за сверхурочных. В Казахстане Минтруда называет четыре основные причины нелюбви к месту работы: небольшой доход, «не моя профессия», отсутствие карьерного роста, плохой коллектив.

Это была небольшая статистика. Теперь мои личные наблюдения, которые я сделал после многих разговоров с друзьями и знакомыми – как работодателями, так и наемными работниками в самых разных сферах труда: от строительства до пчеловодства.

«Куда я уйду с госслужбы?!» – сказал мне знакомый чиновник и пояснил, что так же думает приличное количество его коллег. Действительно, в Казахстане сегодня 500 тысяч госслужащих (считая представителей Минобороны, МВД и соцслужб). При этом только малая их часть строит карьеру и рвется наверх. Для подавляющей массы работа в госкомпании – это прежде всего комфортное место со стабильной зарплатой, которая не зависит ни от кризисов, ни от конъюнктуры.
«Когда я размышляю о том, не махнуть ли в бизнес, меня останавливает несколько причин. Сейчас, во время пандемии, менять работу рискованно – раз; несмотря на бюрократизм и субординацию мне не так уж плохо работать – два; а вдруг опять грянет какая-нибудь девальвация и я останусь гол как сокол – три», – подытожил знакомый.
«Люди с удовольствием делали бы «апгрейд» своей специальности и находили новые интересы. Особенно те, кто реализовал себя в определенной профессии, но имеет хорошие амбиции. Однако в РК плохо развит институт повышения квалификации», – рассказал мне еще один знакомый социолог.
«Очень много людей понимают, что достигли потолка в своей сфере и надо что-то срочно менять, иначе скоро начнешь ненавидеть свой офис/завод/ферму/учреждение. При этом менять кардинально жизнь уже поздно: оброс семьей, детьми, ипотекой, кредитами. И тогда возникает мысль о профессиональном развитии. А где это развитие получить? Большинство работодателей не хотят воспитывать специалистов широкого профиля, они просто об этом не думают. В итоге человек не может реализовать свою мечту и увлеченность сменяется отвращением».
«А мне нравится, когда в моей компании есть недовольные! – утверждает еще один приятель, владелец строительной организации. – Из 200 сотрудников у меня недовольны работой человек 20. Это немного, всего 5%. Они критикуют меня, но это, наоборот, подстегивает и заставляет мозги работать. При этом эти 20 человек не уходят, и я их не гоню. Я считаю, что любовь к своей работе нужна только в руководстве. Для «нижних этажей» важна, как сейчас говорят, лояльность. Я создаю людям хорошие условия труда, и они выполняют свою работу даже без какой-то внутренней супер-пупер-мотивации. Всё по Марксу: «Труд х Время = Зарплата».

И наконец, мой третий знакомый – хозяин дизайнерской конторы из 20 постоянных сотрудников (в офисе) и 15 привлеченных (на удаленке). Он всячески пытается сделать так, чтобы недовольных в коллективе не было. В этом ему помогает Индекс eNPS (employee Net Promoter Score). Это такой новый заграничный способ оценки лояльности сотрудников. Раз в месяц коллективу конторы раздаются анкеты-опросники. После анализа этих анкет проводится общее собрание и выносятся различные административные решения, направленные на улучшение работы.

Мой друг говорит, что научился этому в США, где самые крутые фирмы типа HubSpot, Rackspace, Apple на постоянной основе проводят подобные опросы, выясняют «сложные зоны» и находят пути их решения. Вопросы в анкете постоянно варьируются, но начать можно с таких: «Готовы ли вы рекомендовать компанию друзьям в качестве потенциального места работы?», «Задумываетесь ли вы о смене места работы?», «Довольны ли вы ежедневной коммуникацией с вашим линейным руководителем?», «Гордитесь ли вы тем, что работаете в данной компании?», «Мотивирует ли вас компания совершенствоваться и осваивать новые навыки?»

По словам приятеля, за истекающий год у него не было ни одного увольнения.

Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -