Почему надзорное стресс-тестирование необходимо для банковского сектора РК?

12122

Комментарий директора Департамента банковской аналитики и стресс-тестирования Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Ивана Мойсова, передает Деловой Казахстан.

В опубликованных Агентством Приоритетах надзорной политики банковского сектора на 2022 год уделяется особое внимание внедрению стресс-тестирования в надзорный процесс. Расскажите подробнее, что собой представляет надзорное стресс-тестирование (НСТ)?

За последнее время мы были свидетелями различных шоков как на местном, так и глобальном уровне влиявших на финансовую устойчивость банков. Яркими примерами таких шоков являются резкое замедление экономической активности, связанной с COVID-19, и текущий геополитический кризис.

Для обеспечения готовности банков и всего сектора к таким ситуациям необходима постоянная проверка готовности бизнес-моделей, внутренних бизнес-процессов и менеджмента банков. Для этих целей используется надзорное стресс-тестирование, которое проводится ежегодно.

В мировой практике стресс-тестирование является важным инструментом управления рисками, который используется как банками в рамках их внутренней практики управления рисками, так и органами надзора для оценки устойчивости банков и всего банковского сектора к возможным шокам.

Стресс-тесты дают представление о том, какой объем капитала может потребоваться банкам для покрытия убытков, если шоки, заложенные в сценариях, действительно произойдут. Обычно стресс-тесты предусматривают набор гипотетических сценариев с разной степенью жесткости.

Впервые инструмент стресс-тестирования был применен Агентством в 2020 году для оценки негативных последствий COVID-19 на банковский сектор. Начиная с 2021 года Агентство внедряет стресс-тестирование в регулярный надзорный процесс.

В Казахстане мы взяли за основу двухуровневую модель надзорного стресс-тестирования. В соответствии с этим подходом банки проводят оценку влияния общих сценариев на свое финансовое состояние с использованием методологии и требований, установленных Агентством (bottom-up или снизу-вверх), и несут ответственность за качество и результаты этой оценки. Регулятор проводит независимую оценку с помощью проверочных моделей (top-down или сверху-вниз). В случае значительных отклонений результатов банков от результатов проверочных моделей Агентства проводится дополнительный анализ. В качестве окончательного принимается либо результат банка, либо результат Агентства.   

В соответствии с передовой практикой перед стресс-тестированием Агентство проводит оценку качества активов (AQR) банков. Использование AQR позволяет определять корректность отражения активов на балансах банков второго уровня, тем самым определяя «реальное» качество и достаточность капитала банков. В соответствии с этим подходом, результаты AQR являются стартовой точкой для надзорного стресс-тестирования.   

Стресс-тестирование проходит на основе разрабатываемых Агентством и Национальным банком базового и стрессового сценариев на 3-х летнем горизонте. Как правило, в сценариях учитываются ценовые риски на сырьевые товары, риски снижения добычи нефти, ухудшения климатических условий, риски пузыря на рынке недвижимости и др. Агентством был разработан перечень из 53 макропараметров, которые потенциально могут оказывать влияние на финансовую устойчивость банков.

Для формирования предпосылок по глубине и продолжительности шока и количественного оценивания базового и стрессового сценариев надзорного стресс-тестирования Агентством был разработан комплекс инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования.

На какой стадии интеграции стресс-тестирования вы находитесь? И каковы планы на ближайшие годы?

В апреле 2022 года опубликована Концепция НСТ, раскрывающая основные принципы и подходы проведения стресс-тестирования. Данный шаг позволяет обеспечить прозрачность процесса и понимание банками основных принципов надзорного стресс-тестирования.

С учетом опыта стресс-тестирования 2020 года, в 2021 году проведена полномасштабная работа по расширению ранее созданного инструментария, разработаны новые модели оценки и полноценная методология, которые были протестированы на четырех крупных банках в пилотном режиме в период с октября 2021 года по март 2022 года.

Основным критерием при определении банков-участников являлась возможность тестирования методологии и моделей на разных бизнес-моделях банков, что позволило в полной мере учесть особенности банковского сектора Казахстана.

Банками осуществлялся расчет с использованием внутренних моделей в соответствии с инструкциями и стрессовым сценарием Агентства. После получения результатов стресс-теста банков Агентством осуществлялся их детальный анализ на основе собственных моделей. В случае выявления значительных расхождений банкам предоставлялись детальные рекомендации по исправлению расчетов и доработке моделей.

В рамках ответов на вопросы банков Агентством были разъяснены ключевые подходы и детали процесса проведения надзорного стресс-тестирования. Дополнительно для банков были проведены обучающие сессии с предоставлением всех необходимых материалов.

Начиная с 2022 года надзорное стресс-тестирование будет проводиться ежегодно по банкам, занимающим не менее 70% от всех активов банковской системы. Стресс-тестированию будут подвергаться, в основном, банки со значительной долей ссудного портфеля в активах и имеющие повышенные риски, выявленные по итогам надзорной оценки SREP (Supervisory Reviewand Evaluation Process). 

Каковы ваши ожидания по результатам внедрения НСТ? И почему использование данного инструмента необходимо для банковского сектора РК?

Реализованная двухуровневая модель надзорного стресс-тестирования является наиболее эффективной. Выстроенный процесс стресс-тестирования предполагает равную степень вовлечения банков и регулятора. Полноценное участие банков в этом процессе стимулирует банки более глубоко анализировать свои риски, выявлять недостатки в процессах и данных, и в итоге, принимать более взвешенные управленческие решения.   

На сегодняшний день в Агентстве создана уникальная команда квалифицированных специалистов, обладающих навыками и знаниями в области управления рисками, анализа больших данных, моделирования и программирования. Это позволяет Агентству эффективно взаимодействовать с банками: автоматизировать обработку данных, получаемых от банков, своевременно выявлять ошибки в данных и недостатки внутренних моделей банков.

В процессе надзорного стресс-тестирования банки, следуя нашим рекомендациям, также развивают соответствующие навыки и знания, тем самым, повышая внутреннюю риск-культуру. Кроме того, данные, собираемые банками для целей надзорного стресс-тестирования, могут быть использованы банками и в других целях. Например, для анализа того или иного продукта и для принятия бизнес-решений. Мы ожидаем, что ежегодное участие банков в надзорном стресс-тестировании будет способствовать постоянному повышению компетенций и совершенствованию риск-менеджмента в банках.

Как регулятор планирует использовать НСТ в своей надзорной работе? Какие меры будут применяться к банкам, которые «не пройдут» стресс-тест?

В надзорном процессе Агентство использует риск-ориентированный подход, в основе которого лежит модель SREP, которая позволяет регулятору оценивать индивидуальные риски каждого банка.

Результаты надзорного стресс-тестирования не являются вердиктом «пройдено или не пройдено». Вместо этого упражнение предоставляет ключевые входные данные для надзорной оценки SREP для каждого банка. На практике это означает, что для банков с дефицитом капитала в стрессовом сценарии результат стресс-теста будет использоваться в качестве отправной точки для определения надзорной надбавки.

Согласно «Основным приоритетам надзорной политики банковского сектора на 2022 год», в 2023 году предполагается установка надзорной надбавки к нормативам достаточности капитала по результатам надзорной оценки SREP. В последующие годы результаты надзорного стресс-тестирования будут интегрированы в надзорную надбавку.

В дополнение к надзорной надбавке будет предусмотрен перечень надзорных мер качественного характера. При принятии надзорного решения перечень надзорных мер будет определяться для каждого банка индивидуально, к примеру, ограничение на выкуп акций, ограничение на выплату дивидендов, требование докапитализации и другие надзорные действия.

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -