Казахстанский педагог в ХХ веке предвидела нынешние реформы в образовании

9178

Сегодня все в один голос говорят о том, что без использования цифровых технологий и современных методов обучения невозможно сделать уроки в школе для детей интересными. Более того, кажется, что эти новшества придумали только сейчас.

Корреспондент Делового Казахстана узнал, что о необходимости применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей еще в ХХ веке говорила выдающийся педагог, новатор и методист Рафика Нуртазина (1921-2013).

В ходе открытия мемориальной доски в специализированной гимназии №12, где Рафика Нуртазина проработала учителем с 1948 по 1991 год, а в 1970-1985 годах была директором , нам удалось побеседовать с исследовательницей методической деятельности Рафики Нуртазиной. Динара Дюсенова пишет докторскую диссертацию о профессиональной деятельности Рафики Нуртазиной и ее вкладе в преподавание русского языка в казахоязычных школах.

«На мой взгляд, она была прогрессивным педагогом, уже в то время она говорила о неоьходимости такой категории в обучении, как мотивация, тогда она называла это «занимательностью». Она считала, что в центре деятельности на уроке должна быть «занимательность», если ребенку будет интересно на уроке, он обязательно будет включен в процесс и успешно освоит образовательную программу. Я познакомилась с планами ее уроков, и я удивилась, насколько они подходят для применения в наше время. Она пыталась вводить и использовать как бы сегодня сказали ИКТ, внедряла доступные на тот момент технологии, чтобы заинтересовать детей. Мы видим, что она предугадала те изменения, которые происходят в образовании сегодня», - отметила Динара Дюсенова.

Помимо методических наработок и обучению детей (многие из них стали выдающими личностями, внесшими немалый вклад в развитие страны), Рафика Нуртазина готовила большую коллекцию книг для чтения, где собраны интересные тексты.

Таким образом она развивала способности у учеников по-разному читать текст и обращать внимание на наиболее важную информацию из текста. Динара Дюсенова отмечает, что в более позднем возрасте Рафика Нуртазина начала заниматься переводами с русского языка на казахский детские книги, чтобы стимулировать детей говорить на родном языке, что было непросто в советское время.

«В своей педагогической практике на уроках русского языка я пытаюсь что-то использовать, и понимаю, что если ученикам интересно, ты они погружаются в изучение предмета», - сказала Дюсенова.

Старший внук Рафики Нуртазиной Сабит Хакимжанов признался, что для него она была как мама, и в тоже время всегда чувствовал, что она Учитель с большой буквы, на которого всегда ориентируешься.

«Она была моральным компасом, с которым мы шли по жизни, примером для всех. Наши учителя и родители – самое главное, наша ценность, культура. Эта доска – самая малость, что мы сделали для памяти о Рафике Нуртазиной. Будем помнить нашу культуру, выдающихся личностей прошлого, это то, кто мы есть», - заключил Хакимжанов.

Альберт Ахметов

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -