Без права на ошибку

2183

В Региональном командовании «Шығыс» готовят военнослужащих, умеющих ликвидировать таких потенциальных убийц, как мины.

К сожалению, в XXI веке на планете не стихают военные конфликты. Как подсчитали в ООН, на одну найденную и обезвреженную мину приходится два десятка вновь установленных. Всего в мире хранится 100-120 млн противопехотных мин.

Сегодня по-прежнему основным способом очистки территорий является разминирование вручную. Военнослужащие с помощью индукционного миноискателя осмат-
ривают территорию буквально по сантиметру. Бывает, из-за множест­ва ложных срабатываний приходится брать в руки стальной прут-щуп. И точно также сантиметр за сантиметром проверять почву, определяя на ощупь, мина впереди или прос­то фрагмент металла. Хорошо, если за день удается очистить от взрывных устройств 20-50 квадратных метров.

Показательным примером может служить операция по разминированию Кувейта, она считается на сегодня самой масштабной. Ее стои­мость составила 700 млн долларов за 728 кв. км территории. Участвовали 4 тысячи саперов из разных стран, 84 из них погибли.

И все-таки многие районы страны до сих пор приходится обследовать повторно. Часть мин оказалась пропущена.

В РгК «Шығыс» саперы несут службу в составе инженерного подразделения воинской части 5518 в Усть-Каменогорске. Основной задачей военнослужащих является разминирование территории и другие работы. Они должны открыть безопасный путь для продвижения других частей. Ключевое слово здесь – безопасный. Для этого саперы проходят серьезную теоретическую подготовку и следом оттачивают навыки ежедневными постоянными тренировками. Как часто повторяют офицеры на занятиях с солдатами, сапер ошибается всего один раз. Цена ошибки – жизнь.

По словам опытного военно­служащего первого батальона оперативного назначения сержанта Руслана Калымбекова, как только на службу приходит молодое пополнение срочников, офицеры начинают внимательно присматриваться к парням. Для обучения делу сапера подходят только самые сильные, спокойные, сдержанные солдаты. Это не все – парни должны иметь высокую внимательность и настороженность, уметь работать в одиночку, быстро самостоятельно принимать решения.

– Наша профессия суперответст­венная, – отметил гвардеец. – У солдат-саперов никогда не заканчивается обучение, они должны пос­тоянно повышать уровень, каждый день тренироваться. Когда перед сапером ставят задачу, это всегда экзамен, где оценка – это выживание. Смог обезвредить взрывные устройства – спас себя и сослуживцев. Это лучшая оценка.

Как подчеркнул гвардеец, молодых солдат обязательно учат не геройствовать, не лезть на рожон. Офицеры не устают повторять: когда военный перестает чувствовать страх и начинает относиться к делу, как рутине, ему следует уходить из профессии.

Поиск и обезвреживание взрывных устройств остаются актуальной задачей во всех странах, в том числе в Казахстане. Безопасность должна быть обеспечена на авиалиниях, во время массовых общественных мероприятий, в ходе спортивных соревнований… По словам военнослужащего, несмотря на разнообразие типов и изощренность механизмов срабатывания современных минных устройств, их не так трудно обезвредить. В большинстве случаев проводят подрыв на месте. Самое сложное – обнаружить «тихого убийцу». Решение этой задачи всегда связано с работой военных в чрезвычайно опасной зоне. И гвардейцы в любой момент готовы к этой миссии. Например, в воинской части 5518 служат гвардейцы, прошедшие, как говорится, огонь, воду и медные трубы. Один из них – Амиржан Шалабаев. В 1990-х он участвовал в миротворческой миссии на таджикско-афганской границе, разминировал территорию.

– Ходить в форме сапера на тренировочном занятии и работать с миноискателем в реальных условиях, где ты бок о бок со смертью, это, как говорят в Одессе, две большие разницы, – поделился мнением Амиржан. – Экипировка саперов похожа на доспехи наших предков. На нем бронированная защита, зак-
рывающая с головы до пят, шлем, тяжелая обувь. Это непросто, особенно в жару. И при этом необходимо работать с ювелирной точностью.

Костюм сапера призван обеспечить защиту от осколков, пуль и огня. Его броня выполнена из высокопрочного негорючего материа­ла. Но какой бы прочной ни была защита, если сапер допустил ошибку, он вряд ли уцелеет. Его может травмировать сама взрывная волна. Как дополнительно пояснил Руслан Калымбеков, в XXI веке задачи стали еще сложнее. Если раньше достаточно было миноискателя, оповещающего сигналом о спрятанном в земле металлическом устройст­ве, то современные взрывные устройст­ва обнаружить сложно, особенно пластиковую взрывчатку или мины в композитных корпусах. Привычные методы не работают. Здесь требуются более глубокие инженерные знания и новое технологичное оборудование.

В числе гвардейцев, успешно постигающих военное ювелирное мастерство, солдат воинской части 5518 Мерхат Мырзанов. По словам наставников, парень за короткое время стал специалистом своего дела. Не смотря на то, что он еще не приступил к операциям повышенной опасности, на тренировках Мерхат показывает хорошие результаты – с помощью миноискателя находит взрывчатку, правильно обезвреживает, выносит в безопасное место в специальном бронированном боксе, на расчищенных участках устанавливает сигнальные флажки.

– Мы учим саперов тому, какие существуют виды взрывчатых веществ, как они применяются, как их обнаружить, – заключил Руслан Калымбеков. – Если речь идет о радиоуправляемом устройстве, они знают, как обезопасить очаг. Солдаты тренируют ловкость рук, выносливость, умение правильно экипироваться, вывести товарищей из опасной зоны. Сегодня без опытных саперов невозможно представить современные войска.

Галина Вологодская, г. Усть-Каменогорск

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -