Skip to main content
12 Июня 2018

Калининградская область рассчитывает на стратегическое сотрудничество с Китаем в янтарной отрасли

Калининградская область рассчитывает на стратегическое сотрудничество с Китаем в янтарной отрасли

Янтарная тема – в центре внимания. В Светлогорске Калининградской области с 7 по 10 июня прошел 3-й международный экономический форум янтарной отрасли. Участвовали представители более чем 20 стран, в том числе Китая, Литвы, Латвии, Италии, Польши и других. Деловая программа содержала около 20 мероприятий различных по формату и тематике, среди которых - развитие янтарного промысла, новые технологии по обработке янтаря и его использования в различных отраслях промышленности.

В известной на весь мир своим янтарём Калининградской области сосредоточено примерно 90% мировых разведанных запасов окаменевшей смолы. За последние 5 лет, как рассказал министр по культуре и туризму региона Андрей Ермак, поток китайских туристов, прибывающих в Калининград, непрерывно растёт. И хотя в числовом выражении это не так много - чуть более 4 тысяч человек, потребительские возможности у таких гостей высоки, одна из главных целей гостей из Китая там – покупка янтаря. Андрей Ермак отметил, что в Калининграде царит своеобразная янтарная культура. Он сказал:

«В отличие от Москвы, Санкт-Петербурга, у нас янтарь – не только украшение, это еще и спа, косметика, медицина, еда даже иногда – есть специальные янтарные настойки, разные интересные продукты с использованием янтарной кислоты».

В последние годы с ростом интереса к «солнечному камню», спрос на янтарь и янтарные изделия на рынке Китая и у китайских туристов также непрерывно увеличивается. АО «Калининградский янтарный комбинат» (КЯК) - крупнейшее в мире предприятие, ведущее промышленную добычу янтаря и единственный официальный добытчик камня в России. Балансовые запасы янтаря в границах горного отвода комбината, где ведется добыча, превышают 150 тыс. тонн. При существующих объемах промысла, составляющих около 300 тонн в год, их хватит более чем на 350 лет. В 2017 г. объем добычи сырья превысил 450 тонн, из них более 40% было экспортировано в Китай, говорит гендиректор предприятия Михаил Зацепин:

«В Китае рынок недостаточно наполнен янтарём, и перспективы здесь довольно хорошие. Мы не только привозим туда янтаря-сырца, но и [идёт] организация туда готовых изделий, полуфабрикатов. Мы будем активно в этом направлении двигаться».

Согласно предварительным данным, опубликованным Торговой ассоциацией драгоценных камней и ювелирных изделий Китая (Gems & Jewelry Trade Association of China), в 2015 г. стоимость рынка ювелирных изделий в КНР достигла 400 млрд юаней. Из них стоимость янтарных изделий – более 10 млрд юаней, то есть рыночная доля составляет 2,5%. В настоящее время основной источник янтарного сырья для Китая – балтийское побережье. ewelry  предварительным данным, опубликованным йских туристов также растет. лининград, непрерывно увеличивается.

В связи с огромным потенциалом рынка янтарных изделий в КНР китайские производители предпочитают покупать качественный янтарь именно в Калининграде. В ходе нынешнего светлогорского форума прошел аукцион по продаже уникальных янтарных самородков весом более 1 кг - на торги были выставлены 20 лотов общим весом 26 килограмм. В итоге было продано 9 крупных самородков янтаря, из них 8 приобрели китайские покупатели.

Говоря об огромной покупательской способности на китайском рынке, председатель экспертного совета Калининградского комбината Валерий Бойко выразил надежду на укрепление всестороннего сотрудничества с Китаем. Он отметил, что комбинат открыт для инвестиций и технологий из Срединного государства:

«Мы хотели бы строить взаимоотношения с китайскими потребителями на стратегической основе. Это означает, что это не простая покупка янтаря. Мы хотели бы создания здесь совместных предприятий, совместных рабочих мест. Привезти сюда технологии, которыми мы, возможно, не владеем в достаточной мере».

Несмотря на то, что участие китайцев в форуме было не слишком активным, почти в каждом зале можно было услышать дискуссии о Китае, привлечении китайских туристов и инвестиций, о выходе на китайский рынок. Некоторые российские эксперты даже выдвинули предложение о сопряжении инициативы «Один пояс и один путь» и так называемого «янтарного пути», чтобы на основе динамичного развития китайской экономики содействовать производству и сбыту янтарного сырья и изделий.