Накануне школьного сезона рассматриваем цены на детскую одежду и главные товары для учёбы. Ожидаемый тренд: стоимость школьных товаров выросла. Хорошая новость: удорожание держалось на уровне прошлогоднего — в пределах 10%–14%.
Согласно информации Бюро национальной статистики (БНС) АСПиР РК, в июне и июле 2025 года цены на детскую одежду выросли на 9,8% в сравнении с началом лета 2024-го. Стоимость обуви для школьников увеличилась заметнее: на 13,5%–13,6%. Впрочем, удорожание этих товаров наблюдалось последние 12 месяцев. Что касается цен на канцелярские товары, они выросли ненамного: всего на 2,9%.
Чтобы посчитать, сколько денег потребуется родителям школьников, отправляемся на шопинг. Оцениваем стоимость самых нужных товаров по двум каналам продаж — в сетевых магазинах и на маркетплейсах. Покупки в первых оказались более выгодными.
Общая сумма затрат на необходимые школьные товары для девочек в крупных офлайн-магазинах составила 112 тыс. тг. Онлайн-шопинг по крупным маркетплейсам оказался более дорогостоящим: корзина, состоящая из тех же товаров, обошлась в 122,6 тыс. тг. Самыми заметными статьями расходов стали предметы одежды — блузки, сарафан, брюки, спортивный костюм. Весомую долю в общем «школьно-семейном» бюджете заняла также покупка школьного рюкзака с ортопедической спинкой (до 11 тыс. тг). При анализе цифр мы брали в расчёт товары проверенных временем брендов среднего ценового сегмента. Однако при желании на маркетплейсах можно выбрать и более дорогие ранцы — с аналогичными характеристиками и возможностью нанесения любого изображения. Верхний предел цен на рюкзак — 1,5 млн тг.
Чтобы одеть мальчика и купить ему всё необходимое для учёбы, потребуется чуть больше денег, чем для девочки. В сетевом магазине можно купить всё по списку за 119,7 тыс. тг, на маркетплейсах — за 143,2 тыс. тг. Ощутимая разница связана с необходимостью покупки пиджака, который стоит от 18 тыс. до 23 тыс. тг. Однако далеко не в каждой школе наличие пиджака для мальчика является обязательным при формировании дресс-кода, во многих учебных заведениях достаточно жилета.
Таким образом, общая сумма затрат на подготовку к школе колеблется от 112 тыс. до 143 тыс. тг. Это не предел. К получившейся сумме можно добавить 5 тыс. тг на букет учителю к 1 сентября и неопределённую сумму в качестве взноса в фонд класса, которые, как правило, собирает родительский комитет.
Редакция делает анализ цен на школьные товары второй год. В отличие от ситуации прошлого лета, в середине августа текущего года стоимость большинства товаров на крупных маркетплейсах была ощутимо выше, чем в сетевых магазинах. При этом такая тенденция наблюдается на фоне роста доли электронной коммерции во внутренней торговле Казахстана: по итогам прошлого года удельный вес электронной торговли товарами и услугами превысил 14%.
Казахстанцы действительно стали чаще заказывать товары на маркетплейсах и тратить на это больше денег. К примеру, продажи детских товаров через электронные площадки в прошлом году составили 79,4 млрд тг — на 34,7% больше, чем в 2023-м. Объём продаж одежды, обуви и спортивных товаров для всех возрастных категорий достиг 277,4 млрд тг, увеличившись сразу в 4 раза. Продажи канцелярских товаров выросли вдвое.
Основные школьные товары производятся за пределами Казахстана. По данным АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта „Qazindustry“», доля отечественных производителей лёгкой промышленность на внутреннем рынке в январе–мае текущего года составила всего 6,2%. Основные потребности казахстанцев в одежде и обуви, в том числе детской, закрывают заграничные поставщики. РК импортирует такие товары более чем из 30 стран, однако в основном внутренний рынок поделён между тремя странами — Китаем, Россией и Турцией.
Судя по данным таможенной статистики, которую публикует БНС, по многим товарным позициям лёгкой промышленности лидером импорта для Казахстана является Китай. При этом в сравнении с показателями прошлого года Поднебесная наращивает своё влияние на казахстанский рынок, в том числе через российские маркетплейсы, реализующие и товары из Китая.
Например, в категории трикотажных костюмов, комплектов для мужчин и мальчиков доля поставок КНР составляет 39%, для женщин и девочек — 39,3%. Канцелярские товары в РК также по большей части импортируются из Китая, его доля в этой категории достигает 59,2%. А вот поставки тетрадей в основном производятся из России: 39,2%.