Введён ежедневный мониторинг госзакупок

943

Агентством по противодействию коррупции внедрена практика ежедневного мониторинга хода реализации крупных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств. Мониторинг проводится с момента объявления конкурса, что позволяет на ранних стадиях выявить возможные признаки хищений, до причинения ущерба государству.

Государственные закупки, составляющие основную часть расходов госсектора, выступают в качестве одного из основных факторов формирования устойчивого развития экономики любой страны, поэтому Департаментом Агентства по противодействию коррупции по Атырауской области проведено заседание с участием заместителя акима области Абылханова Е.Д., руководителей Ревизионной комиссии, Департамента внутреннего государственного аудита, Департамента полиции, Департамента по чрезвычайным ситуациям, администраторов бюджетных программ области, города и районного значения.

В настоящее время в процесс госзакупок вовлечены более 18 тысяч заказчиков и свыше 80 тысяч поставщиков.

Наметилась ежегодная тенденция роста объема государственных закупок.

В сравнении с 2016 годом бюджет увеличил затраты на эту сферу в 3 раза(с 1,4 трлн до 5,8 трлн).

Уже сегодня эта сумма составляет порядка 6 трлн тенге. Это практически половина всех расходов страны (12 трлн).

В системе квазигосударственного сектора данная сумма в разы больше.

Такой оборот бюджетных средств соответственно порождает высокие коррупционные риски.

Подтверждение тому – наша повседневная практика. Каждый шестой факт коррупции, регистрируемый антикоррупционной службой(305 из 1706), совершается в сфере госзакупок.

Сумма ущерба по ним составила порядка 2,5 млрд тенге.

Распространёнными криминальными схемами
по-прежнему остаются лоббирование интересов конкретных поставщиков, махинация с техспецификацией, подписание фиктивных актов.

В целях выявления и устранения коррупционных рисков в данной сфере Департаментом превенции проводится системная работа в двух направлениях.

Первое – это внесение предложений и рекомендаций, в том числе законодательного характера, по результатам анализа и мониторинга.

Так, по итогам внешнего анализа в АО «НК КазАвтоЖол» внесены изменения и дополнения в Правила организации и проведения закупок в части обязательного участия представителей общественности в проводимых тендерах, исключения коррупционных рисков при планировании, размещении конкурсной документации, обжаловании результатов конкурса и т.д. (утверждены решением Правления от 05.09.2019г.).

Кроме этого, наши рекомендации в части установления компетенции по формированию Реестра лиц, которые вправе заключать прямые договоры из одного источника, Минфин учел в новом проекте закона по вопросам государственных закупок.

Ряд иных наших предложений (кодификация законодательства в сфере государственных закупок, включение индикатора «Доля государственных закупок, осуществленных конкурентным способом» в стратегдокументы госорганов, усиление ответственности и др.)направлен в уполномоченный орган для дальнейшей проработки в рамках Общенационального плана.

Второе направление. Помимо законодательных инициатив мы проводим практическую работу по предупреждению коррупционных проявлений в сфере госзакупок и закупок квазигоссектора.

Новый формат взаимодействия с Нацпалатой «Атамекен» дал нам доступ к 5-ТОПовым торговым площадкам Казахстана на веб-портале «Единое окно закупок»(АО «ЦЭФ», Евразийский электронный портал АО «НУХ «Байтерек», АО «НУХ «КазАгро», АО «ФНБ Самрук Казына» и АО «Национальное агентство по развитию местного содержания Nadloc»).

Данная система выявляет коррупционные риски в режиме онлайн уже на стадии планирования.

В целях предотвращения нерационального использования бюджетных средствс ноября т.г. начат мониторинг данных этого портала.

Камеральным анализом было охвачено порядка 10 тысяч заказчиков и более 130 тысяч пунктов планов госзакупок.

По итогам установлен ряд факторов, способствующих коррупционным проявлениям.

В числе ключевых – это системность завышения цен, что свидетельствует об искусственном увеличении бюджета заказчика, неэффективном расходовании средств.

Приведем подобные примеры в Атырауской области. В ходе мониторинга состояния гос закупок на предмет завышения цен установлены 43 736 факта. Наибольшее количество завышенных цен установлено в государственных закупках, организатором которых является Управление строительства (3038 факта), Управления образования (1596) и их подрядные организации, Управление здравоохранения и их подрядные организации, Управление внутренней политики (756), управление культуры, архивов и документаций (1260), Аппарат акима поселка Индербор (644), Департамент полиции (910), Департамент по чрезвычайным ситуациям, Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Атырауской области, Международный аэропорт Атырау, Атырауский ОФ АО "Казпочта", Атырауский производственный филиал АО "КазТрансГаз Аймақ" и т.д.

Так, Департаментом по чрезвычайным ситуациям объявлен лоты на общую сумму 17 560 000 тенге для закупа аварийно-спасательного резака в количестве 6 шт. Поставщиком является товарищество с ограниченной ответственностью "Техника спасения". Рыночная сумма резака варьируется от 422 000 до 2 900 000 тенге, при этом медианной ценой является 2 063 732 тенге. Таким образом, сумма завышения составила – 5 177 608 тенге.

Вместе с тем, Международный аэропорт Атырау опубликовал конкурс на закуп металлоискателя арочного на общую сумму 3 000 000 тенге. Поставщиком является - ТОО "High Technology Sysytems". Верхняя граница нормальной цены  металлоискателя, указанный в техспецификации составляет – 2 233 606 тенге. Таким образом, установлено завышение цены на сумму 766 394 тенге.  

Аналогично, Управление рыбного хозяйства Атырауской области опубликовал конкурс на закуп катера на общую сумму 90 000 000 (9 000 000 за еденицу) тенге. Поставщиком является - ТОО "Techno Sports". Верхняя граница нормальной цены  (максимум) катеров, указанный в техспецификации составляет – 7 000 000 тенге. Таким образом, установлено завышение цены на сумму 20 000 000 тенге.  

Примеров выявления завышения цен – 43 736 фактов, это говорит о нерациональном использовании выделенных бюджетных средств госорганами и организациями.

Также следует отметить, о заключении договоров с недобросовестными поставщиками. Так, например, КГП на ПХВ "Атырауская областная больница" Управления здравоохрания Атырауской области был составлен договор с поставщиком ИП Строй Снаб Сервис, занесенный в реестр недобросовестных участников. ГУ «Централизованная библиотечная система Курмангазинского района» государственного учреждения «Отдел внутренней политики, культуры и развития языков Курмангазинского района Атырауской области» и КГП "Атырауская городская поликлиника №1" Управления здравоохранения Атырауской области также заклчил договор с поставщиком, занесенный в реестр недобросовестных участников ТОО "АльфаБит".

Закон позволяет заказчикам заключать прямые договоры с конкретным поставщиком на приобретение объектов интеллектуальной собственности.

Это порождает высокие коррупционные риски. На сегодня каждая вторая закупка осуществляется из одного источника (55 %, 3,5 трлн).

Если товар является уникальным (единственным) на рынке, то только в этом случае разрешается заключать договор.

Есть факты, когда по этому основанию приобретаются товары широкого распространения.

Практика заключения таких прямых договоров может свидетельствовать как об ошибке (правовой или технической), так и о наличии коррупционной составляющей.

По всем таким фактам направлена соответствующая информация в Уполномоченныйе органы, которые согласились с выявленными нарушениями и они будут учтены в проекте закона по вопросам госзакупок, разрабатываемым в настоящее время. 

Работа по выявлению причин и условий коррупции в сфере госзакупок, а также закупок квазигосударственного сектора будет продолжена на системной основе.


Фото: pixabay.com

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -