22 октября 2020 года на круглом столе в Цюрихе обсуждались экономические последствия инициативы «Один пояс, один путь» (Belt and Road Initiative – BRI) для Казахстана и Швейцарии.
Посол Казахстана в Швейцарии Алибек Бакаев и Глава направления DHL Chinarail/Multimodal в Европе Томас Ковицки обсудили совместно с представителями ведущих СМИ Швейцарии возможности и проблемы инициативы «Пояса и пути» для экономик двух стран.
DHL видит новые возможности
«Логистика – это основа мировой экономики», - отметил г-н Ковицки, и BRI будет играть центральную роль в будущем. По сравнению с другими видами транспорта линия поездов BRI повышает гибкость (услуга «от двери до двери», географическое покрытие), надежность (четко определенное время отправления и прибытия, ежедневные поезда), прозрачность (все клиенты могут контролировать местоположение их контейнер через GPS) и экологичность (на 95% меньше CO2, чем при воздушном транспорте) транспортных услуг.
В рамках BRI Казахстан играет важную стратегическую и оперативную роль как в железнодорожной, так и в автомобильной логистике, добавляет Ковицки. Шлюз Хоргос на казахско-китайской границе – это самый большой сухой док в мире, ежемесячно выгружающий на рельсы тысячи контейнеров. Ковицки отмечает, что эта центральноазиатская страна также является важным транзитным узлом для грузовиков, перевозящих товары из Китая в Европу.
Роль Казахстана и Швейцарии в инициативе «Пояс и путь»
В связи с появлением нового Шелкового пути транспортная инфраструктура Казахстана за последние годы значительно улучшилась. С 2015 года по всей стране было построено или полностью отремонтировано около 12 500 км дорог и более 2 500 км железнодорожных путей. Посол Бакаев убежден, что BRI повысит позиции Казахстана в геополитических и экономических вопросах, а также его роль в качестве торгового партнера, соединяющего Восточную Азию и Европу. Он также видит блестящее будущее для Швейцарии в этом проекте.
«BRI – главный пункт казахстанско-швейцарской экономической повестки дня, где политики обеих стран работают рука об руку», - объясняет Посол Бакаев.
Уже сегодня около 40 крупных и малых швейцарских предприятий базируются или связаны с Казахстаном, и благодаря BRI предполагается, что это число значительно увеличится в ближайшие годы. BRI предлагает стимулы для малого и среднего бизнеса (МСБ), а также для крупных игроков по всей цепочке создания BRI: МСБ смогут войти в глобальные экономические проекты, местные финансовые учреждения могут финансировать проекты промышленных консорциумов, а Швейцарское страхование экспортных рисков (SERV) может встать на страже политических рисков, то есть швейцарские страховые компании могут привлекаться к страхованию конкретных инфраструктурных проектов. Наряду с этим, наибольший потенциал имеется у сектора финансовых услуг.
Проблемы BRI
Хотя COVID-19 привел к огромному толчку в развитии BRI, поскольку этот путь более надежный и доступный, чем воздушный транспорт, все же, есть некоторые проблемы, которые необходимо решить. «Основной проблемой является пограничный контроль в Европе, который еще не справляется с ростом BRI в последние годы. Это приводит к тому, что поезда курсируют через Китай и Казахстан за несколько дней, а затем большую часть своего 12-дневного пути проводят на последних нескольких сотнях километров между Польшей и Центральной Европой», - говорит Ковицки.
В итоге оба спикера согласились, что это именно тот интерфейс, в котором политики и бизнес должны работать рука об руку.
Фото: mfa