В режиме онлайн состоялось VII заседание эксперт-форума «Магистраль», посвященное проблемам и перспективам развития внутреннего водного транспорта Республики Казахстан.
Открывая мероприятие модератор форума - генеральный директор коммуникационной компании «TLK Media», президент Ассоциации отраслевых медиа Казахстана Жанна Исингарина отметила, что в настоящее время действующими речными портами в бассейне главной водной артерией страны – реки Иртыш, являются Павлодарский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский и Бухтарминский.
На реке Урал расположены два порта: Уральск и Атырау. Перевозки по реке Или и озеру Балхаш обслуживают порт Капчагай и пристань Балхаш. В городе Петропавловске на реке Ишим также имеется механизированная пристань.
По словам Ж.Исингариной, распад традиционных хозяйственно-экономических связей некогда общей страны, а также нежелание развивать отрасль внутреннего водного транспорта на государственном уровне привело к резкому сокращению объемов перевозок по главным судоходным рекам страны, почти полному отсутствию перевозок в Балхаш-Илийском бассейне, сокращению объемов переработки грузов в портах.
Отсутствие средств на обновление и восстановление портового хозяйства привело к моральному и физическому износу объектов береговой инфраструктуры на судоходных водных путях, технического флота и судоходных шлюзов.
По словам руководителя Управления водного транспорта Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан Касыма Тлепова, объем перевезенных грузов внутренним водным транспортом в текущем году составил порядка 1,5 млн. тонн. На сегодняшний день судоходство на реках осуществляют более 350 судов, средний возраст которых составляет 25-35 лет.
Как сообщил К.Тлепов, в настоящее время разрабатывается Концепция развития внутреннего водного транспорта, в рамках которой, в частности, планируется внедрить меры господдержки в части субсидирования затрат судовладельцев на обновление транспортного флота.
«В рамках данной Концепции нам необходимо определиться с перспективной грузовой базой. Учитывая, что на сегодняшний день основная грузовая база и флот формируются у нас в районе реки Иртыш, то основное внимание уделяется именно судоходству по Иртышу. Существует также возможность развития судоходства между портом Атырау и Волжскими портами. С учетом сложностей транспортного сообщения по автомобильным дорогам, мы имеем возможность переориентировать часть грузопотока на водный транспорт», - отметил К.Тлепов.
Он также рассказал о перспективах развития туристического судоходства в пределах Капчагайского водохранилища, экспортных, импортных и транзитных перевозках по реке Иртыш в направлении России и Китая, регулярного пассажирского сообщения из Павлодара до озера Зайсан.
В качестве мер господдержки рассматриваются возможности субсидирования предприятий внутреннего водного транспорта по аналогии с существующими механизмами по приобретению железнодорожных вагонов, пассажирских автобусов и т.д. В целом, по словам К.Тлепова, объемы перевозок внутренним водным транспортом Казахстана планируется довести до 3-3,5 млн. тонн.
Как утверждает заместитель генерального директора по развитию и логистике Республиканского государственного казенного предприятия Комитета транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК «Казахстан су жолдары» Руслан Сигалиев, при всей своей дешевизне перевозки, речной транспорт является капиталоемким и инвестиционно малопривлекательным.
Среди главных проблем отрасли он отметил сокращение речного флота, более 40% из которого находится в запущенном состоянии, изношенность береговой инфраструктуры, которая не отвечает реалиям сегодняшнего дня и не позволяет обрабатывать современные виды грузов, а также нехватку кадров.
По словам исполнительного директора по морскому и речному транспорту Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Жаслана Жагпарова, использование потенциала внутренних водных перевозок в значительной мере определяется состоянием водных путей, которое зависит не только от работ по их содержанию, но и от понимания серьезности положения в экосистеме рек и озер Казахстана.
«Ярким примером является неудовлетворительное состояние реки Урал, приведшее к прекращению судоходства по ней. Принимаемые в данном направлении меры не адекватны текущей ситуации, ведь проблемы Урало-Каспийского бассейна остаются нерешенными до сих пор», - говорит Ж.Жагпаров.
В настоящее время Союз транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» инициирует создание межгосударственной рабочей группы с Россией с включением в нее специалистов по гидрогеологии, дноуглублению, гидротехническим сооружениям и обеспечению безопасности судоходства.
С мнением большинства коллег согласился и коммерческий директор АО «Павлодарский речной порт» Ондасын Садуакас, который отметил основную проблему порта, связанную с малыми глубинами, а также выразил большую надежду на реализацию мер в рамках подписанного Соглашения о судоходстве.
Существующую потребность населения в речном транспорте, а также важность освещения для общественности модели перспективного развития отрасли, которая может принести пользу, как для экономики страны, так и для решения многих социальных вопросов отметил общественный деятель, Председатель Коалиции по защите прав потребителей Мурат Абенов, выступивший сомодератором форума.
Он остановился на вопросах необходимости развития внутреннего водного транспорта с учетом геополитики, взаимодействия с соседними странами, экологических прогнозов, согласно которым объемы воды в реках Казахстана будут продолжать уменьшаться.
«Очень важен вопрос кадрового потенциала отрасли с учетом убытия профессионалов старшего поколения и малой взаимозаменяемости их молодежью. Необходимо дать молодежи понять, что специальность в отрасли внутреннего водного транспорта имеет перспективы потенциального развития. Тогда мы успеем подготовить соответствующие кадры в рамках тех планов, которые сегодня были озвучены экспертами», - считает М.Абенов.
Он также заверил, что данная тема будет отслеживаться и в дальнейшем на площадке эксперт-форума «Магистраль». Все высказанные предложения будут направлены в соответствующие министерства и госорганы, а также в Парламент РК для привлечения внимания к проблемам отрасли, предоставления ответов по возникающим вопросам и их последующего решения.
В завершении форума участники отметили актуальность развития внутреннего водного транспорта Казахстана, подчеркнув, что несмотря на общий спад в отрасли, реки являются стратегическими артериями, как для пассажирского, так и для грузового сообщения.
Для придания импульса развитию отрасли необходимо принятие конкретных системных мер в части модернизации гидротехнических сооружений, портовой и причальной инфраструктуры, устранения участков, ограничивающих пропускную способность на внутренних водных путях, наращивания грузовой базы. Ведь реки при соответствующем к ним отношении и поддержке могут обеспечить страну экономически выгодным и экологически чистым способом доставки грузов.