Всемирная организация здравоохранения обнародовала статистику, свидетельствующую о наметившейся тенденции снижения спроса на алкогольную продукцию в Казахстане.
Виталий Тимкив / РИА Новости
Так, если по итогам 2017 года Казахстан находился на 76-м месте в рейтинге стран мира по уровню потребления алкоголя на душу населения с показателем 7,7 литра чистого этилового спирта, то, согласно свежим данным ВОЗ (на сентябрь минувшего года), этот показатель составил 4,8 литра. Существенное снижение. Притом, что показатели стран-лидеров этого рейтинга измеряются двузначными числами: Германия – 12,9; Испания – 12,7; Россия – 11,2.
Цифры подводят к мысли о некотором «отрезвляющем» эффекте пандемии, вопреки распространяемой информации о наращивании потребительского спроса на крепкие алкогольные напитки в Казахстане в ее разгар. Может быть, у населения и был вначале соблазн, самоизолировавшись, «оторваться на полную». Не случайно в период растерянности от новостей о COVID-19 люди наряду с предметами первой необходимости запасались и спиртным. Но развитие пандемии – с тяжелым течением болезни у родных или близких, с людскими потерями – отрезвило очень многих. И статистическая цифра роста потребления алкоголя в 21,5% по итогам 2020 года в большей степени может рассматриваться, отчасти, как приобретение спиртного про запас на старте пандемии. С уверенностью подтвердить или опровергнуть тенденцию или предположение о запасах впрок смогут показатели наступившего года. Но можно обратиться и к оперативной информации, которую отслеживают представители отрасли.
– На самом деле, вопреки публикациям в СМИ, по нашим собственным наблюдениям и официальным данным ВОЗ, в Казахстане постепенно снижается потребление алкоголя на душу населения, и это в большей степени касается крепких напитков, – говорит Дмитрий Жуков, директор Ассоциации производителей алкогольной продукции QazSpirits. – Первопричиной является, на наш взгляд, даже не столько COVID-19, а кардинальные изменения в менталитете новых поколений. Не случайно динамика ВОЗ показывает не одномоментное, а поступательное снижение потребления алкоголя в республике на протяжении, как минимум, последнего пятилетия.
Решающим фактором в изменениях «питейных привычек» казахстанцев специалисты называют поддерживаемые государством информационные кампании о вреде неумеренного потребления. А также – всемирные тренды, например, такие как премиумизация и повышение культуры питья. Если говорить просто, то сейчас большинство потребителей стало отдавать предпочтение более качественным напиткам, но в меньшем объеме.
Помимо социального и эмоционального фактора, показатель в 21,5% роста включает и фактор регуляторный. Как бы неожиданно это ни прозвучало, но в этом есть… факт, свидетельствующий о том, что рынку нелегального алкоголя наконец-то нанесен серьезный урон.
– В последние годы велась скоординированная совместная работа Министерства финансов – комитетов финансового мониторинга и государственных доходов – по сокращению объемов и устранению контрафактной продукции в Казахстане, – подчеркивает Дмитрий Жуков. – В этом же направлении по защите легального рынка работали и официальные производители, создавая узнаваемые и высококачественные бренды, повышая степени защиты своей продукции.
Эксперт напомнил недавнюю ситуацию 2019 года, когда поставщики нелегальной выпивки активизировались, воспользовавшись тем, что девальвация ударила по реальным доходам населения, а акциз на водку устремился к цифре, зафиксированной межгосударственными соглашениями в евро. Тогда нелегалам удалось ощутимо «уронить» законное производство – на 19%, согласно данным QazSpirits. При этом рынок заполонила самодельная водно-спиртовая смесь в пластиковых «баклажках», аптечных флаконах и контрафакт.
Однако с пандемией на государственном уровне пришло понимание того факта, что алкогольное производство – важная составляющая сельскохозяйственной и пищевой отраслей, а также – поставщик основного компонента антисептиков.
– Министерство финансов оперативно распознало проблему и системно «прижало» нелегальных поставщиков, – отмечает Дмитрий Жуков. – Это позволило повысить качество государственного регулирования в этой сфере, наладить диалог с предприятиями. Что сразу привело к позитивным результатам уже в 2020 году: к росту легальных продаж и существенным потерям «нелегалов».
Как отмечают в ассоциации, произошло снижение объемов нелегальной алкогольной продукции, что позволило отрасли наверстать потери 2019 года и существенно увеличить выплаты акцизов. Это немаловажно, когда многие другие источники госдоходов сжались или требуют дотаций.
– Как ведущая отраслевая ассоциация страны, член FIVS – международной Федерации производителей вина и крепкого алкоголя (www.fivs.org), мы выступаем за широкое информирование и полноценный диалог отрасли с государством и потребителями, – говорит Дмитрий Жуков. – Нас нередко упрекают в том, что потенциал роста нашей отрасли – в увеличении потребления крепкого алкоголя. На что мы однозначно отвечаем: легальные производители – за снижение вредного потребления алкоголя, согласно определению ВОЗ, и за ответственное отношение людей к своему здоровью. Существует разумная доза алкоголя для здорового взрослого, которую не следует превышать. Потенциал же роста отрасли мы видим в повышении качества продукции и неукоснительном соблюдении стандартов. За счет этого повышается конкурентоспособность продукции и возрастают ее экспортные возможности.
Здесь есть все основания рассчитывать на успех. В ЕАЭС Казахстан (по возможностям) стоит в одном ряду с Россией, Беларусью и Арменией – традиционными экспортерами алкогольной продукции. В прошлые годы Казахстан не уделял достаточного внимания не то что экспорту, но и защите собственного рынка алкоголя. В результате чего 60-70% розничных полок заняты импортной продукцией – в первую очередь из России, Беларуси, других стран СНГ. При этом, к примеру, в России весь импорт водки занимает от силы 2% полочного пространства, а казахстанскую продукцию там не видели последние лет семь. Теперь ситуация на отечественном рынке выравнивается, и наши производители наращивают экспорт.
– Объединение казахстанских производителей настроено решительно, – заключает Дмитрий Жуков. – И при поддержке таких государственных организаций по развитию экспорта, как QazTrade, QazIndustry, мы планируем достичь первых успехов уже в этом году. Основания для этого есть – по многим показателям наша продукция превосходит зарубежных конкурентов. Это уже понимают и отечественные потребители, переориентировавшиеся на качественный продукт. Думаю, ее оценят и зарубежные покупатели.
Макс АБАЗОВ