Антикоррупционный мониторинг в системе среднего образования

10120



Сфера образования является наиболее подверженной коррупционным проявлениям и входит в ТОП 5 коррупционных поводов по версии общественного фонда Transparensy International Kazakhstan.

Ежегодно на образование из бюджета в Атыраускую область выделяются в среднем 72 млрд.тенге (2018 – 62,6 млрд.тенге, 2019 – 87 млрд тенге), это 1/5 часть всего областного бюджета (400 млрд.тенге).

К сожалению, согласно статистических данных Антикоррупционной службы Атырауской области сфера образования все еще занимает высокое место в  рейтинге коррупционных правонарушений. Так, за последние 2 года в Атырауской области установлены 65 фактов коррупционных правонарушений (2018-15, 2019-50), из них производством окончено 64 дела (2018-10, 2019-54), 62 дела направлены в суд (2018-10, 2019-52), решением суда 6 лиц признаны виновными (2018-1, 2019-5). Сумма ущерба составила 136,2 млн.тенге, возмещено 134,3 млн. тенге. и на сумму 26,7 млн. тенге наложен арест на имущество.

В основном, имеются такие факты, как хищение денежных средств посредством государственных закупок, незаконная подписание актов непринятых работ, незаконное проведение тестирования, истребование взяток для поступления в высшие учебные заведения и т. д.

Департаментом в рамках антикоррупционного мониторинга, для анализа были взяты данные 10 школ города Атырау (по области – 195 школ).

Так, антикоррупционным мониторингом, проведенным в деятельности данных школ, выявлены такие коррупционные риски как, отсутствие правовой регламентации деятельности конкурсных комиссий; закрепление в положениях учебных заведений, утверждаемых их внутренними актами, дискреционных полномочий первых руководителей при осуществлении кадровой политики, что часто исключает проведение конкурсных процедур при отборе кандидатов на вакантную должность; наличие правовых пробелов и коллизий в правовом регулировании вопросов конкурсного замещения руководителей государственных учреждений среднего образования.

К примеру, согласно приказу МОН от 21 февраля 2012 года № 57 «Об утверждении Правил конкурсного замещении руководителей государственных учреждений среднего образования» (далее — Правила) конкурсное замещение руководителей государственных учреждений среднего образования проводится органом управления образования при наличии двух оснований: (1) если учреждение среднего образования имеет вакантную должность руководителя и (2) при наличии действующего руководителя по истечении каждых пяти лет его деятельности в данной должности. При этом второе основание для проведения конкурсного замещения противоречит пункту 2 статьи 139 Трудового кодекса РК (согласно данной норме конкурс организовывается и проводится государственным учреждением, казенным предприятием, имеющим вакантную должность).

Правилами не предусмотрена процедура по подведению итогов конкурса, что является серьезным правовым пробелом. Не достаточно регламентирована процедура собеседования, как часть конкурсных процедур.

Кроме того, требования, предъявляемые к кандидату на замещение руководителей государственных учреждений среднего образования в пункте 19 Правил не совпадают с квалификационными требованиями, установленными в приказе МОН от 13 июля 2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц».

Также, Правилами не закреплены сроки полномочий членов комиссии, критерии и требования к членам комиссий при их отборе или назначении; нормы, устанавливающие формы принятия итогового решения членами комиссии (путем голосования (закрытого или открытого); нормы, исключающие конфликт интересов со стороны членов конкурсных комиссий; требования и критерии оценки в отношении членов конкурсной комиссии при участии их в процессе собеседования и вынесения решения, что создает условия для принятия субъективного решения, не исключающего и коррупционную составляющую; не предусмотрены требованияпо видео/аудио фиксации процедур собеседования, являющихся важным инструментом противодействия коррупционным проявлениям и доказывания незаконных, субъективных решений конкурсных комиссий при проведении апелляций и обжалований.

Также, согласно ст. 49 Правил руководитель органа управления образованием, объявившего конкурс, в течение трех рабочих дней заключает трудовой договор с участником конкурса, получившим положительный результат, сроком на четыре года и издает приказ о приеме на работу.

Однако, при проведении антикоррупционного мониторинга установлено, что директора школ занимают свои должности от 3 до 35 лет. Так, директор Еркинкалинской средней школы занимает должность уже 35 лет, а в средней школе им.Абая директор работает уже 21 год. Данные факты имеют место в результате правовых пробелов в утвержденных правилах, в которых не указана норма, предусматривающая продление трудового договора с директором. 

Наряду с выявленными фактами, стоит отметить и процесс назначения директоров организаций среднего образования, состоящий из 4 этапов. Так, согласно ст.25 Правил кандитаты проходят тестирование на знание законодательств, которое организуют областные управления образования. Последние определяют место и организацию проводящую тестирование, сроки, время проведения тестирования и информируют кандидатов. Место проведения тестирования оборудуется камерами видео-аудио фиксации. Однако фактически областные управления образования проводят тестирования в любом классе информатики в любой школе.  Так, существует риск, формальности проведения подобного тестирования. 

На втором этапе конкурса по итогам проведения квалификационной оценки участников конкурса, комиссия органа управления образования в течение двух рабочих дней направляет списки кандидатов на занятие вакантной должности в попечительский совет. Стоит отметить, что согласно проведенных опросов родителей, входящих в утвержденный состав Попечительских советов школ Атырауской области, они не принимали участие даже в изучении представленных документов и ознакомлении с Планом развития государственной организации образования.

Так, Департаментом в результате антикоррупционного мониторинга установлено, что основные моменты назначения директоров школ организовываются формально.

Также, необходимо отметить имеющие место факты работающих директоров достигших пенсионного возраста в тех же школах, где более 15-20 лет работали директором. Так, например, бывший директор одной из  средних школ области работает теперь физруком в этой школе. Это может привести к конфликту интересов, в части увеличения или уменьшения часов нагрузки, откуда будет зависеть размер заработной платы.

Например, если  фиксированная ставка составляет 18 часов, то если «подмигнуть глазом директору» можно и заработать дополнительные часы.

Следующей проблемой является наличие «мертвых душ» в школах. Так, директор одной из средних школ области приняла на должность программиста своего сына, а также выявлены нарушения в части лоббирования интересов предпринимателя, который уже 3-й год подряд, является победителем конкурса на поставку горячего питания в школу.

Данные факты свидетельствуют о широких полномочиях самих директоров школ. Так как, в  положениях учебных заведений, утверждаемых внутренними актами, закреплены полномочий первых руководителей при осуществлении кадровой политики. Так, директор школы лично отбирает персонал, по своему усмотрению, минуя некоторые конкурсные процедуры. Также, процесс отстранения педагогов, установления дополнительных часов, составления расписания, установления дежурства, назначение классного руководства зависит от воли директора.

Также, необходимо отметить, о перенаполняемости мест в школах. Так, рассчитанная на 600 мест средняя школа им. Б.Нсанбаева обучает более 1300 учеников, а рассчитанная на 1200 мест школа-гимназия №30 приняло в свои ряды 2090 учеников.

Данный факт идет в нарушение приказа МЗ РК от 13 сентября 2017 года № 611 «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования» (далее — Требования). Согласно требований, максимальное количество в обычном классе не должно превышать 25 человек, тем самым нарушаются права учеников на надлежащие условия получения образования.

Пути решения.

Проведение на постоянной основе внутреннего анализа нормативных правовых актов на предмет выявления коррупционных рисков, условий и причин, сопутствующих их возникновению. Анализ позволяет устранить возникновение административных барьеров при реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, правовых пробелов, наличие дискреционных полномочий, конфликта интересов.

Изучение международной практики в регулировании антикоррупционной деятельности позволит перенять наилучший опыт, приемлемый в казахстанских условиях.

Автоматизация порядка назначения директоров организаций образования., в части усовершенствования процессов тестирования.


Фото: ispu.ru

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -