2020 год войдет в историю благодаря двум явлениям: пандемии коронавируса и антирасистским революциям. Давайте попробуем понять, почему в США, а затем и во многих странах Европы начались протестные движения.
Я бы выделил четыре основные причины происходящего. Во-первых, это продолжающаяся расплата за пресловутое «колониальное наследие», созданное европейскими империями сотни лет назад. Вот только один пример ужасов колониализма, перед которым меркнут даже многие фашистские преступления.
В Бельгии (страна владела многими странами Африки) собраны тысячи подписей с требованием демонтировать все памятники королю Леопольду II, который осуществлял геноцид к черному населению Конго (кстати, Конго только в1960 году освободилась от бельгийского ига).
Чем же прославился просвещенный монарх? Тем, что всего за 23 года – с 1885 по 1908 – он истребил в своем «личном владении» Конго до 15 миллионов чернокожих. Леопольд выкачивал из страны все, что можно – слоновую кость, каучук, фрукты, рабов, при этом весь доход от бизнеса шел в собственный карман короля и на содержание его любовницы – мадам Делакруа. Само собой, такое правление очень не нравилось местному населению, которое пыталось протестовать, а его за это убивали. После карательных акций бельгийские солдаты должны были предоставлять для отчетности отрубленные кисти рук убитых конголезцев, а для большего количества отрезали кисти и живым людям.
Не верите мне – поверьте Google, где есть куча фотографий бельгийских воинов с черными отрубленными руками. Характерно, что европейская пресса оправдывала эти зверства, говоря, что только так можно привести к цивилизации дикие племена каннибалов. Сегодня потомки конголезских рабов обливают статуи Леопольда краской и требуют в петиции: «Мы не хотим стереть прошлое, мы хотим стереть следы какого бы то ни было почета к этому человеку».
Второй важной причиной бунтов в Америке стала действительная жестокость полиции, которая давно стала притчей во языцех. Это уже совершенно отдельная тема, требующая глубокого исследования. Кстати, во многом эту пресловутую жестокость определила сверхвооруженность американских граждан с одной стороны и рост общего уровня преступности – с другой стороны.
Третья причина, на мой взгляд, кроется в пандемии COVID-19 и всех ограничительных мерах, с ней связанных. Коронавирус обострил и без того тяжелое экономическое положение бедных (в основном – чернокожих) слоев населения, поднял уровень безработицы до критических величин и вообще уничтожил многие социальные перспективы – ту самую «американскую мечту» – для миллионов людей. По сути дела, массовые протесты в США, кроме своей антирасистской направленности, имеют еще один вектор – они против социального неравенства в принципе.
«Задолго до начала пандемии СOVID-19 в США свирепствовала другая эпидемия, убившая в 2018 году больше американцев, чем (пока что) коронавирус. Мы назвали это «смертностью от отчаяния» – суициды, а также смерть от связанных с алкоголем заболеваний печени и от передозировки наркотиков. Число этих смертей быстро росло, начиная с середины 1990-х годов: с примерно 65 тысяч в 1995 году до 158 тысяч в 2018-м, – пишут в своей статье в издании Project-Syndicate профессор экономики Принстонского университета Энн Кейс (Janne Case) и нобелевский лауреат по экономике Анус Дитон (Angus Deaton). –Внутри США происходит великая дивергенция на протяжении жизни уже двух поколений, а СOVID-19, скорее всего, увеличит уже существующее в стране огромное неравенство в уровне здоровья и доходов. Рост смертности, вызванный этой эпидемией, почти целиком приходится на американцев, у которых нет диплома об окончании четырехлетнего обучения в колледже».
В пользу социальных, а не чисто расовых причин протестов говорит еще вот какая деталь. Многие сегодня говорят, что Америка переживала и более масштабные выступления против расизма, например, в 1960-х годах. Это так. Но тогда практически все газеты, радио, телевидение осуждали протестующих, выставляя их чуть ли не «врагами общества». Сегодня 99% СМИ бунтующих поддерживают.
Наконец, четвертая причина всего происходящего – это политический ход, направленный против администрации нынешнего президента США. Никто не будет отрицать, что за время своего президентства Д. Трамп сумел серьезно улучшить экономику страны, а коронавирус все его достижения «обнулил».
«Остервенение, с которым оппоненты-демократы желают свергнуть Дональда Трампа, не имеет границ. Они готовы разнести половину страны, чтобы добиться цели. Полагаю, экономика их не особо интересует», – считает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов (Москва).
Я, однако, полагаю, что Трамп – это тот человек, который «гнется, но не ломается». И республиканцы также консолидируются для того, чтобы 3 ноября 2020 года вновь проголосовать на выборах за Трампа.
Вот, очень вкратце, – мое видение ситуации. Кому-то оно покажется спорным, кому-то – подойдет в самый раз. В конце добавлю, что я верю в Америку. Кризис, потрясающий эту молодую страну, скорее всего ей необходим, чтобы в очередной раз выйти на новый уровень развития. На днях президент США подписал указ о реформе полиции, предусматривающий совершенствование программ аттестации и подготовки полицейских и расширение возможностей в сфере охраны психического здоровья. И это только маленький факт, говорящий о том, что в американском обществе есть все инструменты и регуляторы, которые предохранят ее от доминирования власти через подавление свободы.
Андрей ЗУБОВ