Уже из названия Послания очевидно, что общество ждет от государственного механизма безотлагательных и реальных действий по решению его насущных социально-правовых проблем. Таким, собственно, говоря, я вижу данный политико-правовой документ Главы государства.
Продолжая, хочу подчеркнуть его тесную связь с предыдущим Посланием, которое им развивается, конкретизируется. Текст Послания, к тому же, изобилует большим количеством правовых актов, которые необходимо оперативно принять для успешного преодоления накопившихся проблем в жизнедеятельности общества и государства с учетом последствий от пандемии.
Итак, по порядку. По-прежнему много вопросов вызывает действующая система государственной службы, которая при всех ее реорганизациях еще далека от народа и не отвечает потребностям общества и государства. В этой части первого раздела Послания раскрывая различные варианты перезагрузки государственной службы, в том числе в сфере квазигосударственного сектора, вплоть до сокращения многочисленной армии чиновников, Президент, тем не менее, ратует за поддержание преемственности в работе государственного аппарата, его институциональную устойчивость, включая сохранение профессиональных кадров, для которых круг нравственных обязанностей шире того, что предписывают законы.
Не менее актуальной и проблемной зоной он считает порочную практику принятия решений органами государственной власти, для которой характерна низкая скорость, что зачастую становится угрозой национальной безопасности. Отсюда, делает вывод о том, что следует пересмотреть компетенцию органов государственной власти в сфере правотворчества, изменив подходы к процессу принятия правовых актов, однако исключающих подмену органами исполнительной власти законодательного органа государства. Речь, таким образом, идет о толковании норм права, сформулированных законодателем страны в соответствующих решениях исполнительной ветви власти. По этому поводу Глава государства рассчитывает на правильное отражение данного вопроса в разрабатываемой Концепции правовой политики государства.
Хотелось бы напомнить о том, толкование норм права или интерпретация точного содержания юридических норм – это деятельность различных субъектов права, в пределах их компетенции, (Конституционный совет, Верховный Суд, Министерство юстиции, Генеральный Прокурор, уполномоченные государственные органы и должностные лица), с использованием разработанных теорией права и государства, юридической практикой способов, объемов, а также видов толкования норм права. В ходе толкования, как правильно отмечается в теории права и государства, смысл норм права постигается посредством нескольких «пластов знаний» - знаний языка, на котором они сформулированы, знаний о системных связях норм права, знаний об их происхождении и функционировании. Более того, такое толкование не должно выходить за рамки толкуемых законов и содержать то, чего нет в законах.
Данные положения тесно корреспондируют с поручениями второго раздела Послания, в котором поднимаются вопросы разработки и принятия в четко определенные сроки:
- единого закона по госзакупкам в сфере квазигоссектора через Единое окно закупок (обеспечение прозрачности и доступности);
- совершенно нового Национального проекта по развитию АПК на пятилетку (проблемная и ключевая сфера экономики страны);
- новых правовых актов по развитию транспортно-логистического комплекса страны (улучшение транспортных и привлекательность транзитных возможностей страны);
- совокупности новых правовых актов, регулирующих деятельность малого и среднего бизнеса (в этих актах, судя по Посланию, должны получить отражение также вопросы повышенной юридической ответственности должностных лиц государственных структур за любое незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, а также воспрепятствование работе предпринимателей);
- правовых актов по сдерживанию необоснованного кредитования физических и юридических лиц банками второго уровня (предотвращение негативных социальных последствий);
- изменений и дополнений (по результатам комплексной ревизии) в Налоговый кодекс и взаимосвязанные с ним подзаконные акты исключительно с целью упрощения исполнения налоговых обязательств и минимизации количества налогов и платежей.
Отдельного внимания «заслуженно» получила тема «теневой экономики», понятие которой, как представляется необходимо отразить в уголовном праве государства. Как известно, к ее основным видам по методологии ООН отнесены: сокрытая, то есть разрешенная законом деятельность, которая официально не показывается или преуменьшается соответствующими субъектами; неофициальная, то есть деятельность домашних хозяйств, действующих на законном основании, но не имеющих надлежащего госучета; нелегальная, то есть деятельность, охватывающая виды производства товаров и услуг, которые прямо запрещены действующим законодательством, с ее подвидами в научном обороте (криминальная, подпольная, черная, серая, незаконная, параллельная, неофициальная, деструктивная, неучтенная). Учитывая ее тесную связь с коррупцией, что придает ей высокую степень общественной опасности, акцент потребован в новых подходах к правовой регламентации работы Службы экономических расследований МФ.
В продолжение темы повышение бюджетной самостоятельности государственных органов, но под жестким контролем одновременно усиляемых правового потенциала и независимости Счетного комитета страны.
Продолжая эту линию, указаны правовые меры по преодолению нездоровой и незаконной конкуренции в различных сферах экономики, в том числе через образование сильного и независимого государственного органа по защите и развитию конкуренции с прямым подчинением Президенту.
Пакет правовых актов потребуется для поддержки конкурентных преимуществ разных регионов, о чем тема третьего раздела Послания.
Точечное использование части своих пенсионных накоплений - тема волнующая население страны, на что обращено внимание Правительства и Национального Банка, от которых потребовано до конца года принять все необходимые нормативно-правовые акты и провести подготовительную работу. Это тема четвертого раздела Послания.
В этом разделе продолжена политика видения новых мер государства в части ужесточения уголовных наказаний в отношении лиц, совершающих преступления против несовершеннолетних.
Более того, новую парадигму социальной политики должен закрепить впервые принимаемый в стране Социальный кодекс.
Разработка Правительством Концепции непрерывного образования, в которой должны быть учтены альтернативные варианты неформального образования, признание результатов самостоятельного обучения, сертификация профессиональных навыков - тема пятого раздела Послания.
При этом подготовка новой волны предпринимателей, безусловно, должна предусматривать изучение предмета «Основы предпринимательства» на всех уровнях образования – от школ до ВУЗов.
В контексте изложенного, поручения Главы государства по решению серьезной проблемы, которая остается - избавление страны от не отвечающих лицензионным требования вузов.
Поддержка медиков, состояние первичной медицинской помощи, образование транспортной и медицины на селе, редкие медицинские специальности и важность составления Правительством долгосрочного на исторически обозримую перспективу прогноза обеспечения кадрами медицинских учреждений – принципиальные темы шестого раздела Послания.
Проблемам охраны окружающей среды, экологического развития страны, экологического воспитания, послужит принятие до конца года нового Экологического кодекса, о чем тема седьмого раздела Послания. Кроме того, поднимается вопрос о законодательной защите национальных парков и иных природных ресурсов, в том числе за счет ужесточения уголовной и административной ответственности лиц, совершающих правонарушения в этой сфере.
Серьезная коррекция деятельности правоохранительных и судебных органов с распределением их полномочий по трехзвенной модели, принятой в странах ОЭСР – тема восьмого раздела Послания. В частности, кардинально будет пересмотрена организация и деятельность МВД и иных правоохранительных органов. В этой связи, возрождение Министерства по ЧС лишь начало этих преобразований в системе МВД. По этим вопросам создается специальная представительная Комиссия при Администрации Президента.
Наряду с изложенным, Президент обоснованно призывает к обеспечению стабильности уголовного и уголовно-процессуального законодательства, как важнейших инструментов уголовной политики государства, одновременно заостряя внимание на продолжениия совершенствования национального законодательства по борьбе с пытками и торговлей людьми, по поводу которых также выражают обеспокоенность международные и национальные правозащитные организации.
Правовое обеспечение процессов цифровизации государственных услуг, преодоление цифрового неравенства, обеспечение максимального доступа к интернету и качественной связи всех граждан, с учетом защиты персональных данных и обеспечения информационной безопасности – тема девятого раздела Послания.
Полное выполнение требований восьмого раздела Конституции, регулирующего вопросы местного государственного управления и самоуправления, повышение финансовых возможности местного самоуправления в интересах местного населения и развития местных территорий - это темы 10 раздела Послания. Законодательное и иное нормативное решение этого вопроса предполагается осуществить до 1 декабря текущего года.
Наряду с этим, это объективно повлечет необходимость поэтапного разграничения полномочий органов местного государственного управления и местного самоуправления, повышение статуса сходов и собраний. То есть ставится вопрос о разработке новой Концепции развития местного самоуправления, на базе которой, будет принят пакет соответствующих законов.
В развитие идеи «слышащего государства» поставлена проблема построения четкой обратной связи между населением и госмеханизмом за счет образования единого легитимного института онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Миссия по разработке этого важного пакета нормативных правовых актов и решения иных вопросов темы, возложена Главой государства на Правительство в сотрудничестве с институтами гражданское общество.
Таким образом, дух и содержание Послания, его цели и задачи, отвечают насущным потребностям народа и государства, а также подводят итоги периода непростого времени, переживаемого казахстанским обществом.
Марат Когамов, председатель Общественного совета при МВД, эксперт в юридической сфере, доктор юридических наук, профессор, почетный юрист РК (Университет КАЗГЮУ им. М.С. Нарикбаева)