Сегодня тот случай, когда мне не нужно придумывать заголовок. «Долгий путь к восстановлению после кризиса» – так называется самый свежий доклад Всемирного банка об экономике Казахстана в 2020 году.
Вы знаете, я бы дополнил этот заголовок двумя словами: «Аккуратный оптимизм», поскольку перед нами действительно забрезжил лучик надежды. Самое тяжелое время болезни пройдено, впереди – медленное, но все же выздоровление.
Но давайте начнем с анализа. Что мы потеряли из-за этой чертовой пандемии? Многое. Погибли люди. Согласно официальным данным, число смертей от коронавируса на начало января 2021 года достигло 2885. «Человеческие жертвы, напрямую или косвенно связанные с коронавирусной инфекцией, стали настоящей трагедией для многих и затронули почти каждого казахстанца», – говорится в докладе.
Пандемия ослабила и нашу экономику. За девять месяцев 2020 года ВВП сократился на 2,8% (за аналогичный период 2019 года был рост в 4,1%). Но не это самое плохое. Согласно оценке Всемирного банка, уровень бедности в наступившем году в Казахстане вырастет до 12-14%, и число бедных (живущих меньше, чем на 5,5 доллара в день) увеличится на 1,5 миллиона человек».
Больше всего от пандемии в РК пострадали люди, занятые в торговле, транспорте, сфере гостиничного бизнеса и общепита – то есть треть занятого населения, преимущественно в городах.
Уровень инфляции за 9 месяцев 2020 года вырос до 7%, существенно превысив целевой диапазон НБК в 4-6%. Цены на продовольственные товары выросли на 10,8%. При этом стоимость тенге упала до исторического минимума (примерно на 18% по отношению к доллару США), заставив НБК вмешаться в валютный рынок. За первые девять месяцев года Национальный банк направил 1,8 млрд долларов из своих валютных резервов – больше чем за три прошлых года вместе взятых, – чтобы стабилизировать тенге.
Это, так сказать, минусы. Теперь плюсы. Всемирный банк считает, что власти Казахстана предприняли своевременные меры по поддержке экономики. Это и отсрочка в уплате налогов, и программы субсидирования займов, это и прямая финансовая помощь малообеспеченным и пострадавшим от карантинных мер. В рамках прямой помощи около 4,6 миллиона граждан (24% населения) получили выплаты. «Власти расширили доступ малого и среднего бизнеса к кредитным ресурсам на пополнение оборотного капитала, чтобы минимизировать потери и сохранить непрерывное исполнение обязательств по выплате заработной платы и платежей поставщикам», – написано в докладе.
Я добавлю, что именно эти меры, вкупе с денежными выплатами и выдачей продпакетов от фонда Birgemiz, уменьшили протестные настроения почти до нуля и обеспечили политическую стабильность, что показали самые спокойные парламентские выборы за всё время.
Что нас ждет впереди? Начнется рост экономики – в 2021 году он составит не менее 2,5%. Произойдет это, прежде всего, за счет улучшения перспектив мировой экономики – Китая и Еврозоны, куда уходят наши полезные во всех смыслах ископаемые. Есть тут, правда, и риски. Это, во-первых, чрезмерные запасы нефти в мире, которые могут отразиться на ее цене; во-вторых, растущая нестабильность в глобальном финансовом секторе, поскольку долларов в мире тоже стало до неприличия много.
Что нужно делать новому правительству Казахстана? Ведь в 2021 году одними вбросами по 42 500 не обойдешься. Для того, чтобы экономическая и, соответственно, политическая ситуация в РК не скатилась в «штопор», кабмину придется не только идти на расширение социальных расходов, но и находить новые источники доходов.
«Для укрепления восстановления экономики и повышения производительности Казахстану необходимо ускорить темпы структурных реформ, – считает Всемирный банк и деликатно намекает на китайский опыт. – В КНР, благодаря ускорению инфраструктурных инвестиций, начало расти промышленное производство, и активность нормализовалась быстрее, чем ожидалось».
А вот, по-моему, самый главный совет: «Учитывая беспрецедентный масштаб вреда, причиненного COVID-19, казахстанским властям не нужно сдерживать дополнительные расходы на борьбу с последствиями пандемии, даже если это означает увеличение бюджетного дефицита. У страны достаточно резервов, и не будет трудностей с инвестированием в инфраструктуру, образование, здравоохранение, а также экологические программы. Поддержание бюджетных расходов во время кризиса поможет государству вывести экономику из вызванной пандемией рецессии и обеспечить стабильное и устойчивое восстановление». «Необходимы дополнительные меры для поддержки рынка труда, оказания качественных базовых услуг, обеспечения соответствующих продуктивных активов и навыков для достижения инклюзивного роста».
Что здесь имеется в виду? В первую очередь, разработка социального кодекса, государственных пособий для детей и людей с инвалидностью. Во-вторых, нужны реформы для стимулирования рынка труда. Например, пересмотр минимальной заработной платы (о чем мы неоднократно писали), повышение пособий по безработице, развитие гибких форм занятости и защиты труда, улучшение навыков и квалификаций.
Сможет ли все это осуществить новое правительство Казахстана? Надеюсь, что сможет.
Андрей ЗУБОВ