Почему проблем с торгами – «вагон и тележка»…

196086

К открытым торгам, которые сейчас в большой моде, возникает множество вопросов. Один из них – «Почему у государства это получается вкривь и вкось?» Попробуем разобраться…

Как на днях сообщил корреспонденту inbusiness.kz эксперт, партнер юридической фирмы Haller Lomax, один из разработчиков Кодекса о недрах Тимур Одилов, открытые торги на углеводородные участки оказались проблемными. Напомним, согласно итогам торгов, проведенных Министерством энергетики, месторождение Каратобе в Актюбинской области ушло за 3,96 млрд тенге при стартовой цене в 492 млн тенге, участок Шатырлысай в той же самой области – за 2,1 млрд тенге при начальной цене в 8,75 млн тенге.

А теперь о том, почему Тимур Одилов посчитал торги проблемными. Заявленные победителями суммы, согласно правилам торгов, должны быть уплачены в бюджет в течение 20 рабочих дней, то есть к концу мая. Эксперт сомневается, что у победителей торгов заявленные деньги имеются. Прецедент налицо: в прошлом году по аукциону в сфере твердых полезных ископаемых победитель заявил около 14 млрд тенге, но деньги так и не заплатил.

Ломать, не строить

По гамбургскому счету, таким образом некоторые недобросовестные бизнесмены, если можно так выразиться, «ломают» аукционы. Технология достаточно простая. Предложил цену выше той, которую может предложить конкурент, выиграл торги, не заплатил… 

И так может продолжаться до тех пор, пока, как говорил Аркадий Райкин: «Я прихожу к тебе, ты через завсклада, через директора магазина, через товароведа достал дефицит!» Правда, здесь нет завсклада, ни директора магазина, по-простому, агашки.

В данной связи вспоминается случай из реальной жизни. Несколько лет назад купил себе автомобиль. Так вот случай оказался весьма примечательным. Пока оформлял его в спецЦОНе, бывший хозяин в подробностях рассказал историю ее продажи.

Кроме меня было еще три клиента. Оказалось, что именно я предложил за машину самую скромную цену. Из трех моих конкурентов самую высокую цену предложил тот, который позвонил первым. Сразу скажу, что цена была выше среднерыночной и довольно заметно.

Меня тогда выручило одно немаловажное обстоятельство. В наплечной сумке у меня лежала вся необходимая сумма. Предложивший самую высокую цену клиент, оказывается, пытался взять в долг у родственников, потом – в банке, но так деньги и не достал. Затем много раз звонил хозяину авто и просил продлить срок. Владелец авто, узнав, что деньги при мне, назначил встречу в спецЦОНе, где мы окончательно оформили сделку.

Чтобы понять, какие выводы я сделал, нужно прочитать статью до самого конца.

Ласкающий слух демпинг

Чтобы глубже копнуть тему, можно вспомнить тендеры в сфере строительства. Так как правилами тендера не была прописана солидарная ответственность заказчика и поставщика, случались не самые приятные истории.

Для примера можно привести тендер на реконструкцию Дворца культуры Нового Майкудука в Карагандинской области. Чтобы выиграть тендер, фирма предложила самые низкие тарифы. Выиграла… Проще говоря, демпинг в чистом виде. А потом подрядчик-победитель провел некачественные работы. В результате здание находится на грани закрытия из-за опасности возникновения пожара. При разбирательствах выяснилось, что вся электрическая система здания была проведена неправильно.

И таких случаев, когда тендеры выигрывают, демпингуя, а потом выполняют работы по принципу «тяп-ляп», множество. Правда, политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников просит не спешить с выводами. По его мнению, любые нововведения всегда на первых порах подвергаются критике.

«Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, всякое нововведение непривычно для пользователей, каким бы идеальным в теории оно ни было. К нему нужно привыкнуть, чтобы работать в таком же стандартном режиме, как и в предыдущих форматах. Пройдет время, и новое станет хорошо освоенным настоящим, тогда степень настороженности и острота критики заметно снизятся», – полагает политолог.

Во-вторых, по мнению директора Института современного государственного развития, есть участники предыдущих схем, в данном случае – тендеров, которые научились использовать их механизмы для собственной выгоды. Сейчас они ее теряют и, естественно, критикуют новые идеи. Возможности вернуться на старые рельсы, скорее всего, уже нет, но морально-психологический выплеск негатива происходит.

«В-третьих, конечно, идеальных конструкций не бывает, и все сначала работает с определенными проблемами. Это вызывает законную критику. Она-то как раз полезна. Новые технологии должны модернизироваться и улучшаться. Так что сейчас ничего необычного и странного не происходит.

Наоборот, было бы странно, если бы определенного недоверия на первом этапе не было бы, и все проходило на «Ура!» Вот это бы вызывало вопросы», – считает Дмитрий Солонников.

Взвесить до сотых грамма

Нельзя сказать, что любителей «ломать» торги не наказывают. На сегодняшний день практикуется начисление налогового обязательства по уплате итоговой суммы подписного бонуса. Но эта форма, как показывает практика, малоэффективна.

Тот же Тимур Одилов предлагал задуматься о механизмах, обеспечивающих уплату победителями предложенных сумм полностью или в значительной их части. Это могут быть гарантии или залоги. Дмитрий Солонников с такой постановкой вопроса согласен.

«Стандартной может быть схема внесения залога в размере 30%, половины или еще какой-то части изначальной стоимости актива, выставляемого на торги. Это будет сгораемый залог, который уйдет в пользу государства, если победитель торгов откажется в дальнейшем от заключения контракта. А дальше различные черные списки для юридических и физических лиц, «ломающих» торги, выявление бенефициаров, стоящих за теми, кто фактически данные действия организует. Это уже репрессивные методы, хотя и не уголовного преследования», – уточнил он.

Однако в погоне за наказанием, полагает директор Института современного государственного развития, необходимо «взвесить все до сотых грамма».

«Но здесь могут быть и непредумышленные действия. И с ними тоже нужно разбираться. Компания может выигрывать торги, рассчитывая на кредиты, так или иначе обещанные банковскими структурами или партнерами. В дальнейшем такие обещания могут не выполняться по ряду причин. Контракт будет сорван, но без предварительного злого умысла. Финансовые потери здесь, конечно, должны бать, но дальнейшие репрессивные действия могут уже быть не столь однозначными», – подчеркнул политолог.


Вот и добрались до самой сути

Еще в самом начале статьи обещал дорассказать историю покупки автомобиля. Наступило время сдержать обещание.

Сначала о том, кто собирался «сломать» торги. Это, назову так, тот, кто позвонил первым. Предлагая на треть больше, чем я, он тем самым не только нарушал правило среднерыночных цен, но одновременно старался выкинуть из возможной сделки остальных троих. Если бы его планы реализовались, то хозяин машины «остался у разбитого корыта». Не сумев продать авто один раз, он бы попробовал еще и еще раз. И так как позвонивший первым покупатель предлагал больше остальных, хозяин машины держал бы с ним связь, как с потенциально самым щедрым клиентом.

А продать машину нужно было в любом случае. Так получилось, что его партнеры по бизнесу ждали от него определенную сумму денег. Продажа автомобиля эту сумму обеспечивала.

Теперь о тех двоих клиентах, которые, как отметил Дмитрий Солонников, при проведении торгов предпринимали непредумышленные действия. Они тоже предлагали больше, чем я. Но понадеялись на банковские кредиты, которые им, быть может, обещали. Но не дали. Они так и не успели к сроку найти деньги. Но нервы хозяину машины потрепали здорово.

В конце концов в торгах победил я. Поняв, что первый позвонивший просто водит его за нос, а остальные двое желание имеют, но денег не нашли и вряд ли быстро найдут, хозяин авто все сделал правильно. Не стал применять к трем потенциальным клиентам никаких санкций и позвонил тому, у кого были деньги в наличии.

Вывод из всей этой истории банальный. Проблемы с торгами всегда возникают, когда процессом управляет государство. Проблемы с торгами не возникают практически никогда, когда процессом рулит частник.

Вот, в принципе, и все.


Арман ЕЛ, фото Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -