Власти Италии, которая является неофициальным эпицентром распространения COVID-19 в Европе, 22 марта приняли
решение еще более ужесточить общенациональный карантин, закрыв практически все промышленное производство. Так, Италия идет по пути Китая, которая в моменте острого распространения коронавируса также остановила всю экономическую активность, что привело к прекращению работы предприятий и прервало цепочки поставок, а также нарушило работу всей логистической системы страны.
При этом, приостановка работы внутренней экономики Италии для Казахстана будет иметь более негативные последствия, чем это было при китайском экономическом карантине. Это связано с тем, что именно Италия является ключевым потребителем казахстанских товаров. Так, по итогам 2019 года Италия заняла первое место среди торговых партнеров Казахстана по экспорту с общей долей в 19%. В свою очередь, 99% казахстанского экспорта в Италию представлено сырой нефтью и нефтепродуктами – товарами, продажа которых формирует основной доход для Нацфонда и бюджета Казахстана.
Другими словами, экономический карантин в Италии становится предпосылкой для реального сокращения внешнего спроса на казахстанский экспорт, что в совокупности с падением мировых цен на нефть и металлы, а также замедлением внутреннего потребления (на фоне внутриказахстанского карантина), усиливают риски падения ВВП Казахстана по итогам текущего года.
Так, по нашим обновленным прогнозам, при продолжительном сохранении действующих условий (внешних и внутренних) рост экономики Казахстана за 2020 год может стать околонулевым, что будет минимальным показателем с 1998 года.
Телеграм-канал @tengenomika