Авось прокатит: почему в Казахстане почти не используются детские кресла?

7283



Более 300 детей получили травмы и 17 - погибли в дорожно-транспортных происшествиях в Казахстане всего за два месяца 2020 года. Травмы и гибель несовершеннолетних на дорогах зачастую происходят не только по вине неосторожных водителей, но и беспечных родителей, которые игнорируют закон, запрещающий перевозить детей до 12 лет без детских удерживающих устройств. Почему это происходит и как обязать автовладельцев соблюдать закон, обсудили участники круглого стола «Детство без опасности» в Нур-Султане, организованного российским экспертным центром «Движение без опасности».

На изображении может находиться: 12 человек, люди стоят

Как сообщила старший инспектор по особым поручениям комитета административной полиции Министерства внутренних дел майор Актоты Боранова, за январь-февраль этого года в Казахстане зарегистрировано 1893 ДТП, в которых 212 человек погибли и 454 получили ранения. С участием несовершеннолетних произошло 353 аварии или 18 процентов от общего количества.

На изображении может находиться: 1 человек, сидит и очки

В свою очередь заместитель директора департамента политики общественного здравоохранения Министерства здравоохранения Зауре Ахметова подчеркнула, что каждый день в республике в среднем 8 дорожно-транспортных происшествий происходят с участием детей, в 55 процентах случаев дети погибают в легковых автомобилях. Смертность в результате ДТП составляет 19 процентов от всех случаев. Почти в 80 процентах случаев дети погибают на месте происшествия, в 20 процентах – в стационарах.

На изображении может находиться: 4 человека, люди сидят и в помещении

- Генеральная Ассамблея ООН объявила 2011-2020 годы десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения с целью стабилизировать и сократить уровень смертности во всем мире. В Казахстане количество ДТП снижается, но показатель смертности высокий по сравнению со странами Евросоюза. Детский травматизм может быть предотвращен общими усилиями. Нужно работать с населением, повышать ответственность родителей, - отметила Зауре Ахметова.

Справедливости ради отметим, что на законодательном уровне власти Казахстана сделали немало, чтобы снизить количество ДТП. Совсем недавно принят закон, предусматривающий лишение водительских прав на 7-8 лет и административный арест на 15-20 суток за вождение в пьяном виде. А в 2015 году закон «О дорожном движении» обязал всех автовладельцев перевозить детей до 12 лет строго с использованием детских удерживающих устройств, в том числе автокресел. В первые месяцы после принятия закона среди автовладельцев начался ажиотаж. Продавцы детских автокресел взвинтили цены, товар раскупили в считанные дни. Но спустя некоторое время страсти утихли, о законе многие позабыли, контрольные проверки на дорогах прекратились. В результате сегодня лишь у некоторых казахстанских автовладельцев машина оборудована детским креслом.

На изображении может находиться: 4 человека, люди сидят и в помещении

Беспечность родителей, пренебрегающих безопасностью детей, и недостаточный контроль за соблюдением требований также подтверждает опыт Яндекс.Такси. В прошлом году в приложении в Алматы появилась возможность заказа машины с детским креслом. Было закуплено несколько сотен удерживающих устройств, соответствующих европейским стандартам безопасности, водители партнеров прошли специальное обучение для поездок с детьми. Однако, как отметил руководитель направления детских сервисов Яндекс.Такси Никита Кузнецов, пользуются этой услугой не так часто, как в других странах.

На изображении может находиться: 2 человека, люди сидят и в помещении

- Если в обществе нет запроса на безопасную перевозку детей, то развивать детский сервис становится сложнее. Как только ситуация изменится, мы вместе с парками-партнерами готовы увеличивать в Алматы число машин, оборудованных детскими удерживающими устройствами, и запускать данную услугу в других городах Казахстана, - добавил он.

Важно отметить, что в России штраф в размере 3 тысяч рублей за перевозку ребенка без детского кресла сделал невыгодными такие поездки - именно столько и стоило раньше специальное удерживающее устройство. Сейчас ведется обсуждение об увеличение штрафа, в том числе в связи с ростом цен на автокресла. В рамках дискуссии эксперты пришли к выводу, что без систематического контроля со стороны правоохранительных органов РК граждане пренебрегают требованиями к безопасной перевозке детей.

На изображении может находиться: 5 человек, люди сидят и в помещении

В свою очередь исполнительный директор Яндекс.Такси по развитию рынков Центральной Азии Тамирлан Шапиев отметил, что помимо штрафов для автовладельцев, которые не соблюдают правила безопасной перевозки детей, важное значение имеет привлечение внимания граждан к проблеме. Эксперты согласились, что необходимо объединять усилия государства, общественности и бизнеса для активной совместной работы в этом направлении: на регулярной основе проводить образовательные тренинги и перенимать опыт других стран - например, в России существует целая федеральная программа обучения родителей правильной перевозке ребенка в автомобиле. В ее рамках Экспертный центр «Движение без опасности» с июня 2019 года реализует проект по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на базе перинатальных центров и родильных домов - «Детство без опасности». В прошлом году в 30 регионах страны организаторы  провели почти 1000 тренингов и обучили около 3 тысяч женщин. Молодым мамам рассказали, к каким серьезным травмам может привести нахождение ребенка в автомобиле без удерживающих устройств. Как показывает статистика, самыми распространенными в результате ДТП являются травмы шеи, головы и позвоночника ребенка. Как отметили участники круглого стола, такого рода обучающие тренинги на базе родильных домов способны сформировать среди казахстанских родителей культуру и понимание основ безопасной перевозки детей в автомобилях. 

На изображении может находиться: 2 человека, люди сидят и в помещении

По итогам круглого стола подписана декларация об обеспечении безопасности дорожного движения в Казахстане. Согласно документу, все участники мероприятия намерены разрабатывать и проводить мероприятия и комплексные программы, направленные на предупреждение дорожно-транспортных происшествий с участием детей. 

Анна Белл

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -