Нур-Султан

Алматы

Культурная жемчужина столицы

22 февраля 2021, 10:32775

Молодой, но успешный театр «Астана Балет» в следующем году отметит 10-летний юбилей. Но за свою небольшую историю театр стал неотъемлемой частью казахстанской культуры. За безукоризненной пластичностью и красотой танца кроется тяжелый труд целого коллектива, которым руководит Александр СОВОСТЬЯНОВ. Сегодня он делится с читателями ДК итогами непростого 2020 года и планами на будущее.

- Александр Александрович, с какими достижениями театр «Астана Балет» пришел к 2021 году? 

– Первые годы работы мы были в поиске своего неповторимого и уникального почерка, и это увенчалось успехом. Внимательно и кропотливо отбирался репертуар театра, немало времени, сил и энергии было потрачено на то, чтобы театр – живой организм – работал как часы. Сегодня театр «Астана Балет» не похож ни на один другой казахстанский коллектив: ни репертуаром, ни стилем.
 

В становлении и развитии нашего театра принимали и продолжают принимать участие профессионалы своего дела: Нурлан Канетов, Мукарам Авахри, Айгуль Тати и многие другие деятели, каждый из которых вложил в работу свой талант, умения, свою душу. Возможно, в силу своей молодости, но мы не боимся экспериментов, в нас нет страха перед какими-то сложными полотнами, новыми методами, новыми стилями. В нашей афише есть как полномасштабные сюжетные спектакли, так и абстрактные современные постановки, шедевры неоклассической хореографии и авторские балеты. 
 

К примеру, «Саломея» по одноименной пьесе Оскара Уайльда – авторская работа главного балетмейстера театра Мукарам Авахри неизменно собирает аншлаги и бурные овации. Восторженные отзывы постановка получила и в Лондоне, когда мы показывали ее в рамках гастрольных выступлений на новой сцене Ковент-Гарден. Это был очень хороший опыт, ведь мы не только знакомили зарубежного зрителя с традиционным казахским танцем, но и с работами наших современных хореографов, которые были высоко оценены балетными критиками мирового уровня. 
 

За эти годы мы работали с фондами Джорджа Баланчина и Уильяма Форсайта, с легендарным Юрием Григоровичем, а также с такими современными и востребованными хореографами, как Николо Фонте, Раймондо Ребек, и другими. 
 

Многие зрители и специалисты отмечают, что у нас при бережном сохранении национальной идентичности есть новое прочтение народного танца, формируется новый современный хореографический язык. И это – одна из задач, которая была поставлена перед коллективом при его создании.
 

Благодаря нашим талантливым казахстанским хореографам мы можем с гордостью говорить о «Ренессансе национальной хореографии». Они создают глубокие, эффектные и захватывающие работы. К примеру, в этом сезоне с большим успехом прошла премьера балета Мукарам Авахри «Султан Бейбарс», которую организовал и поддержал Фонд развития балета и национального танца. Сегодня в репертуаре театра пять национальных балетов и один дивертисмент, который мы постоянно пополняем новыми яркими номерами.
 

С гастролями мы посетили свыше 15 стран: несколько лет подряд выступали на международном балетном фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге, представляли свое творчество на сцене Мариинского и Михайловского театров, Линкольн-Центра в Нью-Йорке, Гримальди Форум Монако в Монте-Карло и т.д. Из последних особо хотелось бы выделить выступление на новой сцене Ковент-Гарден в Лондоне осенью 2019 года. Очень ответственно и волнительно быть первой казахстанской труппой, которой довелось предстать перед взыскательной лондонской публикой, но те отклики, которые мы получили – от зрителей, критиков и патронов местных театров, стоят каждой минуты переживаний. 
 

«Астана Балет» вносит значительный вклад в укрепление и популяризацию национального бренда, развитие отечественной культуры, эстетическое просвещение наших сограждан. Нас очень радует тот интерес, который проявляют к нам как в Казахстане, так и за рубежом. 
 

Кроме того, сегодня театр «Астана Балет» составляет единый архитектурный комплекс с Казахской национальной академией хореографии. Открытие академии обеспечивает мощный фундамент развития отечественного искусства. Результаты работы академии мы ощущаем уже сейчас, нашу труппу пополняют ее выпускники. Также мы привлекаем учащихся академии к выступлениям. Например, в традиционном новогоднем «Щелкунчике» принимают участие свыше 100 учащихся.
 

На протяжении трех лет на сцене нашего театра проходил Eurasian Dance Festival. К сожалению, летом 2020 года из-за пандемии нам пришлось его отменить, но мы надеемся, что в будущем мы возобновим его. За три года на нашей сцене выступили балетные коллективы из Казахстана, Китая, России, Словении, Испании и других стран.



– С чего 2021 год начался и что интересного ожидает любителей балета?

– Год начался в рабочем порядке. Мы анонсировали насыщенную и разнообразную афишу на ближайшие месяцы. Каждую неделю мы будем радовать зрителей репертуарными спектаклями. Покажем «Легенду о любви», «Серенаду», новые современные постановки, возобновим спектакли, которых долгое время не было в нашей афише. Например, «GAIA» Рикардо Амаранте или «Вальпургиева ночь» заслуженного деятеля РФ Георгия Ковтуна. 
 

Пандемия не погасила интерес публики к высокому искусству. Мы счастливы, что сегодня можем работать, представлять наши спектакли, пусть и для ограниченного количества людей. Наши артисты по-прежнему с полной самоотдачей выкладываются на сцене, и, что удивительно, овации в конце выступления звучат так же громко, как если бы мы выступали при полном зале.  
 

Безусловно, мы понимаем всю ответственность, принимая зрителей в театре, поэтому очень тщательно следуем всем предписаниям главного санитарного врача о социальной дистанции и многим другим правилам, которые стали неотъемлемой частью реальности. Все это мелочи по сравнению с тем, что мы можем встречать зрителей в стенах нашего театра. Это, в свою очередь, положительно сказывается на артистах и разнообразии нашей афиши. 

– Что подготовил театр для зрителей к Наурызу?

– По традиции мы представляем зрителям программу, в которую входят национальные балеты и концертные программы. На этот раз будет представлен одноактный балет «Жусан» и национальный дивертисмент «Наследие Великой степи», в котором мы бережно сохранили работы выдающихся казахстанских балетмейстеров прошлого – Заурбека Райбаева, Даурена Абирова и других. 
 

Еще при формировании коллектива перед нами была поставлена важная цель – создание как хореографических номеров в духе сегодняшнего времени, так и сохранивших национальный колорит и самобытность. Все эти годы мы усердно работаем в этом направлении, и думаю, достаточно успешно. На нашей сцене были поставлены такие национальные балеты, как «Султан Бейбарс», «Жусан», «Язык любви» «Желтораңғы туралы аңыз», «Алем», программа «Наследие Великой степи», которые получили невероятный отклик как среди зрителей, так и критиков. 

– Что представляет на сегодня труппа театра?  

– На сегодняшний день в труппе театра работают 75 человек. Среди них есть как те, кто работают в труппе со дня основания, так и вчерашние выпускники. Мы очень гордимся нашими артистами и всегда говорим им, что без них, без их таланта, упорного труда и самоотдачи у нас не получилось бы ничего. Невозможно выделить кого-то отдельно, ведь каждая наша постановка, каждый наш успех – это совместный труд всех сотрудников театра. 

– Кто из артистов театра имеет опыт работы за рубежом?

– Ведущие солисты «Астана Балет» – Татьяна Тен, Айжан Мукатова, Казбек Ахмедьяров и Айнур Абильгазина. Каждый из них до того, как был приглашен в труппу театра, работал в зарубежных театрах Франции, Германии или России. 
 

Например, Казбек Ахмедьяров с начала своей карьеры в 1999 г. и до 2016 г. был солистом, премьер-солистом в балетных труппах Франции и Германии: Театр Капитолия (Тулуза), Молодой балет Франции (Париж), Гессенский государственный театр (Висбаден), Немецкий Государственный театр оперы и балета (Саарбрюкен). 
 

Татьяна Тен с 2010-го до 2015 года, до возвращения в Казахстан, была солисткой «Балет дю Капитоль» (Франция). Айжан Мукатова до «Астана Балет» в течение 6 лет танцевала в театре Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге. А Айнур Абильгазина – в Русском национальном театре им. С. Радченко (Москва). Сегодня они исполняют заглавные партии во многих наших спектаклях, у каждого из них есть свои поклонники и ценители творчества. 
 

Казбек Ахмедьяров также является нашим педагогом-репетитором, делится своим богатым опытом с артистами, ассистирует приезжающим хореографам из Фонда Баланчина и, конечно, продолжает танцевать. 

– Театр участвует в программе «Рухани жангыру» по продвижению казахского искусства за рубежом. Как воспринял казахское искусство зарубежный зритель?

– До пандемии театр много гастролировал и по Казахстану, и за рубежом. Потому что нам важно показать свои достижения не только столичной публике. Кроме  того, мы с первых дней стремились выйти на международный уровень, укреплять имидж нашей страны, интегрироваться в мировой культурный процесс. При поддержке Министерства культуры и спорта мы достойно представляем Казахстан на лучших сценах Европы, Америки и Азии. За рубежом мы демонстрируем разные спектакли, но неизменно в нашу гастрольную афишу входит национальная программа «Наследие Великой степи». 
 

Ее очень тепло воспринимает зарубежный зритель, по достоинству оценивая хореографию, музыкальное наполнение, красочные костюмы. Надо понимать, что ту же «Серенаду» Джорджа Баланчина, которая есть в репертуаре нашего театра, довольно часто можно встретить в афишах крупных зарубежных балетных компаний, поэтому мы должны идти другим путем и представлять наш оригинальный продукт – национальную хореографию и авторские спектакли.
 

Важно, что наши постановки современны, воплощены на высоком художественном и техническом уровне. Такие спектакли нужны: они зрелищные, зах¬ватывающие, погружают в историю, пробуждают интерес к Казахстану. Мы рады, что все выступления театра проходят с неизменным аншлагом, вызывают у отечественной и зарубежной публики неподдельный интерес. 

– Какие современные спектакли поставлены в театре, и чем новый балет отличается от классического? 

– Мы с гордостью говорим, что нашим артистам подвластны все танцевальные жанры: от классики и неоклассики до современной и национальной хореографии. В нашем репертуаре есть масштабные хореографические полотна, как «Легенда о любви» Юрия Григоровича или «Щелкунчик» Василия Вайнонена. Периодически мы пополняем репертуар неоклассическими произведениями – «Серенада» и «Кончерто Барокко» Джорджа Баланчина, «In The Middle Somewhat Elevated» Уильяма Форсайта. 
 

Эти постановки относят к шедеврам XX века – к культовым постановкам, ставшим классикой современной хореографии. К слову, мы – единственный театр в Центральной Азии, получивший разрешение поставить спектакли знаменитых хореографов на своей сцене от фондов Баланчина и Форсайта. Это было непросто. Мы запрашивали лицензию, приезжали их специалисты, которые оценивали технические возможности труппы и театра, знакомились с нашими танцорами. Только после этого в нашей афише появились эти легендарные спектакли. Мы планируем продолжать эту работу, потому что, получая признанные шедевры из первых рук, артисты обретают бесценный опыт общения с профессионалами, эффективнее и быстрее осваивают танцевальную лексику. 
 

Оригинальные современные балеты создали для театра Раймондо Ребек «Путешествие памяти», Николо Фонте «Утерянные кумиры любви», Рикардо Амаранте «A Fuego Lento», «Love Fear Loss», «Longing» и другие. 
 

Что касается отличий современного балета от классического, то даже название говорит за себя. Классика – это образец. Здесь устоявшиеся традиции в форме, многоактность, наличие сюжета, а также определенные каноны и правила исполнения. 
 

В современном балете хореографы зачастую на первый план выводят собственный художественный мир. Он требует глубокого прочтения смысла, идеи и задумки хореографа, такой балет открыт для экспериментов, различных интерпретаций. Пожалуй, в нем больше свободы, а от артистов требуется владение особой техникой танца, смелость, умение расслабляться, импровизировать и даже правильно падать.


Клара РАСУЛОВА, Нур-Султан

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2021 © Деловой Казахстан. 16+