Алматы, Казахстан

Послание: заведомо в «десятку»

6 сентября 2019, 14:461611



Дружная и в целом позитивная реакция пользователей соцсетей на ключевые тезисы дебютного послания нынешнего президента Казахстана в очередной раз подтвердила вечную правоту одной из заповедей классика рекламы Дэвида Огилви: «То, что вы говорите, важнее того, как вы это говорите».

Другая его заповедь гласила: «Оперируйте фактами!», что в принципе также удалось выступившему в минувший понедельник спикеру. Вполне предметное его выступление повлекло за собой довольно непривычный пока публичный и довольно грамотный разбор высказанных им тезисов в соцсетях с участием представителей малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, экономистов, журналистов и других их пользователей. 

 

С цифрами на руках

При этом в отличие от прошлых времен сразу же было заметно практическое отсутствие в информационном поле прежних записных славословов и ботов. Для них, похоже, наступили «тощие» времена, ибо чиновники всех рангов теперь сами активно присутствуют в соцсетях и мессенджерах по поручению президента. 

Информационно-практический вес посланию придало и то, что как раз к моменту его оглашения Минфин сообщил об исполнении президентского Указа по снижению долговой нагрузки примерно двум миллионам соотечественников. Напомним читателям, что указ был подписан в конце июня, и поэтому скорость его исполнения, конечно же, не могла не впечатлить электорат, привыкший к бюрократической тягомотине. 

Ведь 1,4 млн казахстанцев была списана задолженность по пеням и штрафам по беззалоговым потребительским займам, что обошлось государству в 10 млрд тенге. А еще 105 млрд тенге пошло на погашение задолженности по основному долгу и начисленному по нему вознаграждению более чем 600 тысячам заемщиков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. 

Поэтому не удивительно, что после такого впечатляющего реального шага навстречу нуждам не абстрактного народа, а вполне конкретных сотен тысяч казахстанцев, к дебютному посланию действующего президента прислушивались уже, как говорится, с карандашом и калькулятором в руках. Тот же мэтр Огилви характеризовал подобную ситуацию так: «Лучшие заголовки – те, которые обещают читателю какую-нибудь пользу или выгоду: например, более тщательную стирку белья, больший пробег на литр бензина, избавление от прыщей или предотвращение кариеса». 

В этом смысле спикер, конечно же, бил заведомо в «десятку», заявляя в послании о грядущем трехлетнем запрете на проверки субъектов микро- и малого бизнеса и освобождении его от уплаты налога на доход сроком на три года. О своем поручении правительству – отложить введение дополнительных пенсионных отчислений в размере 5% до 2023 года и наложить запрет на все выплаты, не предусмотренные Налоговым кодексом. 

Явно в «десятку» общественного интереса попали и поручения проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования; обеспечить кредитование бизнеса банками второго уровня на приемлемых условиях и на длительный срок; сократить к 2024 году количество госслужащих и работников нацкомпаний на четверть, как и число госкомпаний. Вызвали активное обсуждение и темы высоких цен в нашей стране на продукты питания, одежду, услуги, авиабилеты, искусственного дефицита железнодорожных билетов и так называемых «латифундистов», ведущих себя на неиспользуемой земле как «собака на сене». 

Не обошлось без сюрприза и во вроде бы не раз обсуждавшейся теме социальной поддержки, с которой, казалось бы, все делается лучшим образом. Ан нет! Как резюмировал спикер, «все больше людей предпочитают не работать либо, что еще хуже, утаивают свои доходы для получения социальной помощи»!  Теперь правительству предстоит скорректировать механизм выделения адресной социальной помощи, чтобы она «мотивировала к труду, а не к праздному образу жизни». Ведь за минувшее пятилетие численность получателей адресной социальной помощи в Казахстане выросла с 77 тысяч человек до более чем 1,4 млн, а объем выделяемых из бюджета средств на эту поддержку с 2017 года увеличился в 17 раз и более! Надо отдать должное решимости и открытости президента, заявившего о том, что меры по социальной поддержке нуждающихся граждан были не вполне выверены и привели в итоге к значительному росту патерналистских настроений.


На изображении может находиться: в помещении
 

Дать глубинке комфорт и радость

В связи со сказанным в послании вспомнился еще один афоризм Дэвида Огилви: «Людей больше всего интересуют события, происходящие там, где они живут». 

В принципе, о новшествах в региональной тематике сказано довольно ясно в разделе «Сильные регионы – сильная страна». Чтобы повышать эффективность работы местных органов власти предлагается в качестве пилотного проекта внедрить систему оценки населением эффективности их работы. Если более 30% жителей в результате опроса или онлайн-голосования сочтут, что местный аким неэффективен, то за дело возьмется специальная комиссия, созданная президентской администрацией. 

В послании признается, что текущая система межбюджетных отношений не стимулирует акиматы всех уровней к развитию малого и среднего бизнеса как собственной базы развития и к поиску дополнительных источников доходов. Хотя им теперь передаются дополнительные налоговые поступления от МСБ, предлагается пересмотреть организацию бюджетного процесса на всех уровнях через реальное вовлечение населения в формирование местных бюджетов. 

С тревогой говорилось в послании о перенаселенности крупнейших городов страны – Алматы, Нур-Султана и Шымкента – при одновременной нехватке людских и трудовых ресурсов в других городах, что указывает на неэффективность управления миграционными процессами. Отдельная и давняя тема – единая жилищная политика, основанная на повышении доступности жилья, особенно для социально-уязвимых слоев населения. Как признается теперь, людям с небольшим уровнем доходов оказалось не по карману участие в недавно запущенной программе «7-20-25», изначально декларировавшейся как социальной. 

Говорится в послании и о значительной разнице между регионами страны по доступу их жителей к чистой питьевой воде, природному газу, транспортной инфраструктуре. Увы, хотя для выправления этого неравенства и выделялись огромные средства государства на развитие инфраструктуры. Диагноз Акорды безутешен: «…Они в подавляющем большинстве ушли в песок, а точнее сказать – в карманы чиновников, однако чистой воды, дорог и прочей инфраструктуры так и не хватает». 

Действительно, региональные перекосы в развитии прямо таки режут глаза соотечественникам по возвращении не только из развитых стран, но и развивающихся, включая давно облюбованную казахстанцами Турцию. Там за пределами мегаполисов спокойно идет своим чередом все та же благоустроенная жизнь с ее супермаркетами, кафе, хорошими дорогами, кемпингами вдоль них, к которым добавляются местные деликатесы, интересные обычаи, фестивали и праздники. У каждого региона там свое лицо, которого не стесняются, а, напротив, гордятся им, зазывая в гости к себе и соотечественников из других частей страны, и иностранцев. А гости, естественно, привозят с собой не только хорошее настроение и веселье, но и немалые деньги, поступающие в местную казну. На вид все вроде бы выглядит просто, но вполне очевидно, что за этим региональным равноправием и благополучием стоит разумная политика государства, гармонично объединяющая интересы местного бизнеса и жителей с мощью крупных корпораций и банков.  

Впрочем, далеко за примерами ходить не нужно. Ведь и в советские времена наша глубинка, может, и не выглядела так уж идеально, но во многих местах не уступала по развитию городам благодаря постоянному вниманию государства к крестьянскому быту и энтузиазму тогдашних председателей колхозов и директоров совхозов. 

Конечно, те «красные» супер-аграрии сегодня практически вывелись, но ведь на смену им пришли не только «собаки на сене», – на селе немало работает сейчас вполне прогрессивных топ-менеджеров, управляющих своими хозяйствами с помощью спутниковых телефонов, GPS и дронов. Есть светлые капиталистические головы и в малых городах, где живет к тому же часть казахстанского среднего класса. Так что государству есть на кого опереться в развитии глубинки, чтобы люди чувствовали себя там комфортно и им не нужно было куда-то уезжать. А там, где царят комфорт и веселье, все остальное приложится! Упомянутому выше рекламному гуру давно было известно об этом. «Люди добиваются своих самых лучших результатов лишь в радостной атмосфере», – говаривал на сей счет г-н Огилви.


Тулеген АСКАРОВ, фото: akorda.kz

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2019 © Деловой Казахстан. 16+

Сайт разработан веб-студией A-Lux