Алматы, Казахстан

Про наш информационный «бронепоезд»

29 ноября 2019, 18:172804



По мере того, как свежий снег все плотнее укутывает белым одеялом степные просторы, а крепчающие морозы неустанно напоминают о неизбежных и приятных предновогодних хлопотах, с первого дня начинающейся в это воскресенье зимы грядет череда важных для Отечества «красных» дат календаря. 

В восьмой раз 1 декабря нам предстоит отметить государственный праздник – День Первого Президента Казахстана, с которого открывается горячая информационная пора подведения итогов уходящего года и когда обычно зажигается главная елка страны с участием самого виновника торжества. 


Премьер ставит точку над «i»

К этому же моменту на базарах и в супермаркетах разворачивается предновогодняя торговля праздничными украшениями и подарками, что, кстати, вполне соответствует практике наиболее развитых государств из «Топ-30», в ряды которых стремится войти и Казахстан. Правда, там этот предпраздничный сезон стартует либо с «черной» пятницы массовых распродаж, как в США после праздновавшегося в минувший четверг Дня благодарения, либо с первого дня Адвента, дающего начало подготовки к празднованию Рождества по новому стилю и в нынешнем году выпавшего также на 1 декабря. 

Для отечественных СМИ предстоящий праздник, безусловно, весьма важен для итогового «разбора полетов» в нашей медийной сфере. Ведь в последнее время было наломано немало дров и возникла масса иллюзий в связи с явным преувеличением роли так называемых «новых» медиа – интернет-ресурсов, социальных сетей, мессенджеров и других. 

И как раз к концу года правительство поставило жирную «точку» в дебатах о истинном балансе сил, сложившемся между традиционными СМИ – прессой, телевидением и радио, с одной стороны, и «новыми» участниками медийного рынка. В своем ответе на запрос мажилисменов по поводу состояния отечественного медиапространства премьер-министр Аскар Мамин четко пояснил им, что в новостном деле по-прежнему доминируют традиционные СМИ. 

Блогеры же опираются на информацию этих СМИ, «формируя лишь фон обсуждения вокруг данной новости». При этом, согласно исследованию, проведенному профильным министерством, «показатели доверия со стороны населения к информации, размещенной в социальных сетях, форумах и блогах, составляет лишь 16,54% от опрошенных граждан, а остальная часть доверяет иногда, либо вообще не доверяет данной информации».

Вопреки установившимся в общественном мнении стереотипам о состоянии отечественной медийной сферы, премьер-министр также приятно удивил данными о малой доле информационного негатива. По оценкам упомянутого исследования, общая доля негативных материалов составила лишь 1,3% от общей информационной повестки со снижением к прошлому году на 0,8%. В интернет-пространстве эта доля оказалась выше – 2,3%, к которой еще можно добавить умеренно-негативные материалы (7,2%). Заодно он сообщил, что ежедневным мониторингом правительства охвачены республиканские и региональные печатные СМИ, теле- и радиоканалы, отечественные и зарубежные интернет-ресурсы, социальные медиа. Примечательно, что премьер поставил в этом списке на первое место прессу, порадовав тем самым отечественных «акул пера» и дав понять тем самым, что слухи о кончине газет весьма преувеличены!

 

Читать, читать и еще раз читать!

Судя по всему, государство, на капитанском мостике которого в этом году произошли большие кадровые перемены, и в самом деле кладет свой штурвал на новый информационный курс. Накрученные счетчики посещений и лайков, дутые аудитории фолловеров, включающие многочисленные фейковые аккаунты и боты, явное увлечение «лидеров блогосферы» хайпом и личными меркантильными интересами в ущерб достоверности распространяемой информации, – все эти «родимые пятна», на которые старательно закрывают глаза продвигающие свои товары и услуги рекламодатели, стали очевидными госорганам, решившим разобраться, наконец, с «новыми» медиа.

Вполне возможно, что открыть глаза государству помогли и сами популярные блогеры из стана профессиональных журналистов, вернувшиеся сегодня из гламурной жизни на ключевые позиции в государственных СМИ. Почему они пошли на столь радикальные перемены в своей личной и творческой жизни, пока эти «звезды» не объяснили. Возможно, просто устали от постоянной погони за накруткой лайков и фолловеров и нудной миссии бренд-амбассадоров, ограничивающих их потребительский выбор. А может, просто соскучились по профессиональному журналистскому ремеслу и служению своим читателям и зрителям во имя общественного блага.     

А ремесло это живо и успешно развивается! Миллиардеры и инвестфонды вкладывают немалые деньги в традиционные СМИ, покупая газеты с раскрученными брендами. Нынешний президент США Дональд Трамп своим противостоянием с традиционными американскими СМИ и упором на Twitter в государственных делах по поводу и без лишь добавил авторитета прессе, подняв заодно ее инвестиционную привлекательность и побудив газетчиков к более активному присутствию в интернете и смартфонах с айпадами. 

И миллионам людей, включая чиновников и предпринимателей, с каждым днем становится все более очевидным, что чтение с бумаги и чтение с дисплея – не одно и то же! Последнее вроде бы удобнее, но вряд ли стимулирует к внимательному прочтению и вниканию в тему, хотя бы уже из-за малых размеров тех же смартфонов, не позволяющих нормально читать даже людям с нормальным зрением. 

А вот чтение с бумажного листа явно отличает сегодня те же развитые государства из «Топ-30» от Казахстана. Там газетные развалы и книжные магазины царят повсюду, начиная с аэропортов и вокзалов, а президенты, премьеры и другие чиновники высокого ранга денно и нощно выясняют отношения с прессой, по-прежнему рьяно выступающей в роли «цепного пса» демократии и общественного благосостояния. 

Конечно, приятно услышать в самый канун предновогодней поры от первых лиц государства позитивную оценку традиционных СМИ и точный диагноз состояния отечественной медийной сферы. Хотя, в отличие от «нефтянки» и банковского сектора, пользующихся усердным вниманием государства, наша медийная индустрия не получает столько льгот, тем не менее, она развивается довольно успешно, служа добротной визитной карточкой экономических достижений Казахстана. От государства же сейчас нам нужно главное – вернуть людям чтиво и культуру чтения, без чего страна просто не сможет войти в глобальный рейтинг «Топ-30», включая срочное возвращение в города и поселки газетных киосков, чтобы не допустить катастрофического падения грамотности населения.  

Ну, а то, что прессу относят к традиционным СМИ, нас не смущает и работать не мешает. Напротив, это даже помогает – ведь традиции, как принято говорить, священны! Выверенная редакционная политика, интересы национальной безопасности, демократические ценности, идеалы свободного рынка и конкуренции – этим вечным ориентирам традиционные СМИ следуют неуклонно, чего вряд ли можно сказать о блогерах и «новых» участниках медийного рынка, которым еще расти и расти. Наш информационный «бронепоезд» все годы независимой жизни страны не стоял на запасном пути высших народных интересов, постоянно отстаивая интересы читателей и служа их проводником во имя лучшей жизни.  


Поздравляем уважаемых читателей «ДК» с наступающим праздником и желаем им отличного отдыха в предстоящие «длинные» выходные!


Тулеген АСКАРОВ

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2019 © Деловой Казахстан. 16+

Сайт разработан веб-студией A-Lux