Нур-Султан

Алматы

По пути устойчивого развития

9 августа 2019, 11:06550



Казахстан принял Стратегию «Казахстан-2050» и Концепцию по переходу к «зеленой» экономике. По данным Концепции, к 2050 году преобразования в рамках «зеленой» экономики позволят дополнительно увеличить ВВП на 3%, создать более 500 тысяч новых рабочих мест, сформировать новые отрасли промышленности и сферы услуг, обеспечить высокие стандарты качества жизни населения. 

Вклад Казахстана в устойчивое развитие на глобальном уровне осуществляется в форме национализации целей устойчивого развития. При этом основным вариантом действий в соответствии с Руководством ООН по продвижению Повестки-21 является определение собственных национальных целей с учетом целей устойчивого развития (ЦУР). Цели устойчивого развития интегрируются в программы социально-экономического развития всех уровней с учетом национальной специфики и акцентом на приоритетные для Казахстана сферы. Также применяются различные средства и методы имплементации ЦУР, что позволяет стране вносить свой вклад в их приближение на глобальном уровне. 

Имплементация целей устойчивого развития в Казахстане осуществляется посредством широкого спектра средств и является неотъемлемой частью как стратегического планирования в Казахстане, так и оценки его результатов, также как и результатов социально-экономического развития в целом. Прогресс развития страны оценивается по индикаторам, отслеживающим экономический рост, технологии и инновации, инфраструктуру, здравоохранение, образование, занятость, доходы, региональное развитие,  «зеленую» экономику и окружающую среду, институты ЦУР. Таким образом, фактически процесс имплементации целей устойчивого развития отслеживается на регулярной и системной основе в рамках мониторинга исполнения Стратегического плана развития РК до 2025 года практически по всем целям, актуальным для страны. 

Международное сотрудничество является еще одним направлением работы по имплементации ЦУР, ведущейся в Казахстане, и в то же время само является формой имплементации ЦУР. Казахстан принимает активное участие в глобальных и региональных инициативах. Во-вторых, кооперация с международными партнерами в реализации проектов ЕБРР, ВБ, ООН,GIZ, ОЭСР, АБР, ОБСЕ и другими международными организациями. В контексте международного сотрудничества можно выделить интенсификацию работы по ОЭСР, которая началась в 2008 году. Главными целями этого сотрудничества являются обеспечение экономического роста РК, повышение конкурентоспособности РК и приближение страны к стандартам стран ОЭСР, вхождение в перспективе в 30-ку самых развитых стран мира.
 

ДИАГРАММА 1. ВВП ПО ППС на душу населения 

(ДОЛЛ. США, 2008-2017 ГГ.) 

Нет описания фото.
Источник: ОРЭД-3, ЕЭК ООН, 2019, стр.3 

Экономический рост, наблюдающийся в Казахстане в течение последнего десятилетия, вносит значительный вклад в устойчивое развитие страны и в достижение ЦУР на национальном уровне. Прежде всего, положительная динамика важнейшего макроэкономического показателя – ВВП за 2010-2017 годы в полной мере соответствует задаче по поддержке  роста  на душу населения «в соответствии с национальными условиями».

Согласно Стратегическому плану развития до 2025 года, рост ВВП составлял 4,2-7,4% в год до 2014 г., 4% в  2017 г., что свидетельствует об адаптации экономики к  современной конъюнктуре мировых товарных рынков. Динамика ВВП по ППС за 2010-2017 гг. выросла на 32% и достигла 434,3 млрд межд. долларов. Рост этого индикатора на душу населения составил за этот же период – 28,6%, или 25,331 тысячи долларов. 

С 2010-го по 2017 г. чистый национальный доход увеличился в 2,5 раза и составил 47,05 млрд долларов. Доля сырьевого сектора в структуре ВВП снизилась до 18%, при одновременном росте доли сферы услуг (57,4%), обрабатывающей промышленности (11,2%) и доли обработанных товаров в экспорте (32,1%). 

Казахстан поставил перед собой ориентиры на построение устойчивой и эффективной модели экономики, основанной на принципах «зеленого» пути развития. В то же время, интеграция в глобальную экономику и исчерпание природных ресурсов требует качественной оценки прогресса с учетом индикаторов и показателей устойчивого развития и обоснование путей для дальнейшего движения страны. 

С момента обретения независимости Казахстан выдвинул ряд глобальных инициатив в области перехода к устойчивому  развитию, таких как Программа партнерства «Зеленый мост», одобренная ГА ООН в 2012 г., создание МФЦ «Астана», Международного центра «зеленых» технологий и другие. В стране была разработана одна из первых в мире концепций по переходу к «зеленой» экономике в 2013 г., созданы и успешно функционируют межсекторальные структуры – Совет по переходу к «зеленой» экономике» при Президенте РК и Координационный совет по УР при Правительстве РК.  Переходу к устойчивому развитию способствует также участие Казахстана в реализации 22-х экологических Конвенций ООН.

Проведенный анализ имплементации ЦУР в РК свидетельствует о том, что действующая система стратегического планирования страны в той или иной мере учитывает большинство задач по достижению ЦУР к 2030 г. В то же время, ряд задач в области устойчивого развития требует пристального внимания со стороны правительства и действующих координационных структур по УР.   

Приоритетной проблемой и задачей в области достижения ЦУР является: снижение энергоемкости и углеродоемкости  производства. За 2010-2017 годы энергоемкость ВВП снизилась на 16,8% и составила 1,54 т.н.э/тыс. долларов, что превышает аналогичный показатель ВВП ОЭСР в 2-3 раза.

Углеродоемкость производства, характеризуемая продуктивностью  СО2, на основе спроса увеличилась за  данный период  в 2,5 раза: с  68,2 тыс. тенге/тонн СО2-экв. до  154,7 тыс. тенге/тонн СО2-экв., что требует принятия системных мер по снижению выбросов СО2во всех секторах экономики, реформированию с учетом целевого использования поступающих платежей и созданию  стимулирующих механизмов для предприятий, организаций, внедряющих «зеленые» технологии, и разработке низкоуглеродной стратегии в соответствии с Парижским климатическим соглашением.

Согласно данным Национального доклада РК о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, нерегулируемых Монреальским протоколом, за 1990-2016 годы: наибольший вклад в общий объем выбросов парниковых газов вносит – энергетический сектор – 79%, сельское хозяйство –10%, промышленность – 6% и 2% приходится на сектор «отходы».

В этой связи, в рамках Стратегического плана развития до 2025 года поставлены цели снижения энергоемкости ВВП от уровня 2008 года – на 25% к 2025 году, на 50% – к 2050 году. 

Приоритетными проблемами в области являются: повышение производительности труда и решение проблем неравенства доходов.

Достижение индикатора производительности труда  соответствует Задаче 8.2 ЦУР ООН и составляет  в экономике 104%, в сельском хозяйстве – 111,3%,  в промышленности – 107,4%, что  в 3-4 раза ниже, чем в странах ОЭСР. 

Согласно Стратегическому плану развития до 2025 года, рост производительности существующих отраслей экономики будет происходить за счет повышения их операционной эффективности и снижения затрат на производство, транспортировку и реализацию продукции, инвестиций в технологическое обновление и информатизацию, а также создания условий для перехода к «зеленой» экономике, что должно повысить конкурентоспособность существующих отраслей.

В последние годы в стране наблюдается тенденция роста социального расслоения населения – показатель вырос по сравнению с 2010 г. С 0,278% до 0,287 %.  Стратегическим планом развития до 2025 года предусматривается  увеличение доли доходов наименее обеспеченных 40% населения в общих доходах  на 27,0% к 2025 году и 34,5% – к 2050 году.
 

ДИАГРАММА 2. Энергоёмкость ВВП 

(млн. Т.Н.Э., Т.Н.Э/на тыс.долл. США в ценах 2000 г., 2009-2017 гг.) 

Нет описания фото.
Источник: http://stat.gov.kz

В экологической сфере: совершенствование государственного регулирования и реформирование системы платежей за загрязнение. Несмотря на значительный прогресс в снижении административной нагрузки на национальную систему экологических платежей путем подготовки новой редакции Экологического кодекса, нерешенными остаются принципиальные вопросы, связанные с эффективностью системы, предоставлением стимулов для снижения загрязнения и соблюдением принципа «загрязнитель платит». 

Казахстан по-прежнему придерживается концепций возмещения ущерба, основанных на наличии вины, которые увязывают возникновение ответственности с превышением заранее установленного лимита, прописанного в разрешении на эмиссии. Система содержит элемент дискриминации в отношении определенных промышленных операторов и устанавливает ставки платы и штрафов, которые не являются единообразными для всех отраслей промышленности. Применяемые ставки платы не всегда реалистичны и совместимы с международной практикой.


В этой связи, правительству следует: 

• создать стимулы для компаний для осуществления инвестиций в снижение загрязнения и техническую модернизацию, в том числе путем внесения изменений в систему экологических платежей;

• обеспечить реалистичность ставок налогов и штрафов, их соответствие международной практике и неиспользования  в качестве наказания за выбросы, связанные с производственной практикой на основе НДТ;

• Перейти от концепций возмещения ущерба, основанных на наличии вины, к модели строгой ответственности, вытекающей из принципа «загрязнитель платит», основанной на доказательствах фактического ущерба, нанесенного окружающей среде;

• Установить единообразные ставки налогов и штрафов для всех секторов и установить единые правила оценки ущерба.


В институциональной  сфере – внедрение СЭО в систему стратегического планирования. Для многих секторов экономики в Казахстане характерно общее отсутствие стратегического видения, которое учитывало бы экологические, социальные и другие воздействия из разных источников, а также последствия изменения климата и возникающую в результате необходимость разработки мер по смягчению воздействия на климат и адаптации к изменению климата для этого сектора.
 

ДИАГРАММА 3. Индексы производительности труда 

(в %, 2010-2017 гг.) 

Нет описания фото.
Источник: http://stat.gov.kz


По состоянию на середину 2018 г. Казахстан не применяет инструмент СЭО. Надлежащим образом проведенная СЭО может выполнять множество функций в связи с адаптацией к изменению климата. Инструменты многокритериального анализа, используемые в СЭО, позволяют создавать конкретные и рациональные рамочные условия для развития в любом секторе и обеспечивают увязку конкретных действий и индикаторов с различными целевыми показателями. СЭО может быть полезным инструментом для интеграции вопросов изменения климата в различные отраслевые стратегические документы на различных институциональных уровнях в Казахстане. В этой связи, правительству рекомендуется:

• Внедрить СЭО в качестве вспомогательного инструмента для разработки обоснованной и скоординированной политики в области устойчивого развития, которая учитывала бы аспекты изменения климата;

• Обеспечить, чтобы аспекты изменения климата (смягчение воздействия и адаптация, связанные со снижением риска бедствий) явным образом являлись составной частью СЭО;

• Обеспечить проведение СЭО применительно к стратегическим документам в области жилищного хозяйства, транспорта, сельского хозяйства, землепользования, городского развития, энергетики и промышленности, включая горнодобывающую отрасль и другие отрасли, на национальном и областном уровнях.

 Представляется, что на решение этих задач будет направлена дальнейшая деятельность правительства Казахстана в сотрудничестве с международными организациями и прежде всего ООН. 



Сергей БОБЫЛЕВ, Заслуженный деятель науки РФ, зав. кафедрой природопользования МГУ, д.э.н., профессор

Бахыт ЕСЕКИНА, Член Совета по «зеленой» экономике при Президенте РК, НОЦ « Green Academy», д.э.н., профессор

Вячеслав ДОДОНОВ, Главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК, д.э.н. 


Исследование выполнено при поддержке ПРООН в РК


фото: Theworldnews.net

2006 - 2021 © Деловой Казахстан. 16+

info@dknews.kz

novosti@dknews.kz