Есть ли у вас газонокосилка?

2998



Около 420 года до нашей эры древнегреческий драматург Еврипид написал трагедию «Умоляющие», в которой были слова: «В государстве три класса есть: во-первых, богачи, для города от них нет пользы, им лишь бы для себя побольше. Но опасна и чернь, когда свое с угрозою подъемлет на имущих отравленное жало… Лишь средний класс для города опора; законам он покорствует и власти».

Чуть позже эту же идею «оформил» Аристотель: «Средний достаток всего лучше. Трудно следовать доводам разума человеку сверхсильному, сверхзнатному, сверхбогатому, или наоборот, человеку сверхбедному, сверхслабому, сверхуниженному». Прошли века, но проблема среднего класса до сих пор тревожит умы философов, экономистов и политиков. И в современном Казахстане, наверное, нет темы важней и злободневней. 

12 июня 2019 года на инаугурации Касым-Жомарт Токаев сказал: «Самый главный вопрос, волнующий народ, – это уменьшение доходов. Дестабилизация международного финансового рынка, девальвация тенге отрицательно повлияли на доходы населения. Более миллиона наших граждан были вынуждены взять кредиты в банках. Одна из важных проблем в нашем обществе – это разрыв между доходами разных групп населения… Нам нужно серьезно обновить социальную политику… Я буду поддерживать казахстанских предпринимателей, привлекать и защищать инвестиции, стимулировать деловую активность, формировать средний класс». 

Вообще же первым о важности казахстанского Мiddle Сlass высказался Нурсултан Назарбаев. В 2015 году он заявил: «Средний класс должен рассматриваться, как основа казахстанской нации… Это – движущая сила, наиболее заинтересованная в верховенстве закона, подотчетности государства народу и стабильности в стране».

Тогда же первый президент дал свое определение этой социальной прослойки: «Средний класс – этот тот, кто имеет свой дом, автомобиль, свой бизнес, заработок, хорошо содержит семью, хорошо учит детей, отдыхает, где хочет».

Что же такое средний класс в Казахстане, каково его количество? Официально считается, что в нашей стране к среднему классу относится менее 30% населения. Это низкая цифра, если учесть, что в развитых странах «середняков» около или больше половины жителей: в Австралии – 66%, в Сингапуре – 62%, в Италии – 61%, в ОАЭ – 56%, во Франции – 49%. Вообще считается, что общество устойчиво, когда средний класс составляет 50-70%.

Как выглядит казахстанский «середнячок»? По мнению многих экспертов, он живет в семье с доходом в 200-300 тысяч тенге в месяц на взрослого члена семьи. Также в семье – один-два ребенка. Это в таких городах как Алматы или Нур-Султан, в областях доход ниже в полтора-два раза. Также у семьи есть своя квартира, возможно, автомобиль, и они могут позволить себе путешествие раз в год. Другими словами, представитель казахстанского среднего класса это тот, кто может без проблем позволить себе покупку предметов длительного пользования (холодильник, телевизор, компьютер), а вот покупка нового автомобиля для него – большое и затратное событие.

По данным ОЦСПИ «Стратегия», представителей среднего класса в Казахстане в 2018 году насчитывалось 27,1%. Что касается других групп, то они выстроились в таком порядке. 1,2% населения – самая бедная группа. «Мы едва сводим концы с концами» (кстати, в 1990-е в РК бедных людей было до трети всего населения, так что планомерное снижение бедности налицо). 

12,8% населения Казахстана принадлежат к малообеспеченной группе, живущей по принципу «На продукты денег хватает, но покупка одежды вызывает финансовые затруднения».  

Третья группа (48,3%) близка к среднему классу. Она характеризуется статусом «Денег хватает на продукты и на одежду, но покупка вещей длительного пользования, например, холодильника или телевизора, для нас является затруднительной».

Четвертая группа – именно «средний класс» (27,1%). И, наконец, богатых людей в Казахстане – 3%. Для них нет проблем купить себе квартиру, особняк или автомобиль в любой момент. 

Что тормозит развитие среднего класса в Казахстане? То же самое, что и в России – государственный капитализм, когда все значимые процессы в экономике контролируются госаппаратом. Государство конкурирует с предпринимательским сектором, оттягивая на себя трудовые ресурсы. По факту же мы видим, что такое управление менее эффективно, чем чистый бизнес. Здесь велика доля бессмысленных проектов (LRT в Нур-Султане) и коррупции. 

Вторая причина – привилегированное положение бюрократии. Чиновником быть выгоднее, спокойнее (если не воруешь) и надежнее. Поэтому предприимчивые люди часто выбирают госслужбу. Получается двойной перекос: средний класс, работающий не в бизнесе, а на государство, давит на бюджет. Он не производит новых товаров или услуг, а живет на налоги (простите за тавтологию) производительного населения.

Что делать? Развивать МСБ. Банально? Да. Потому что у нас развитие малого предпринимательства заключается в бесконечных декларациях. Уже больше 20 лет я слышу заверения (в том числе от министров и премьер-министров), что скоро в Казахстане доля МСБ в экономике страны составит 50%. По факту же мы имеем всего лишь 28,3%. 

Я знаю, что многие предприниматели очень надеются на 9 шагов поддержки бизнеса, которые в конце мая 2019 года озвучил президент К.-Ж. Токаев. Бизнесмены надеются и опасаются: как бы хорошие инициативы в очередной раз не были изуродованы и похоронены огромной бюрократической машиной. Впрочем, зачем быть пессимистами? Поживем-увидим… 

И напоследок – короткий тест. Знаете, как в Германии определяется принадлежность к среднему классу? Нужно ответить утвердительно только на один вопрос: есть ли у вас газонокосилка? Это шутка, в которой есть доля правды. Наличие газонокосилки говорит о многом. Например, о том, что у человека есть свой дом и приусадебный участок, который не огород с картошкой, а газон. С точки зрения бедного человека газон – роскошь, с точки зрения представителя германского среднего класса – норма. 

Так есть ли у вас газонокосилка?


Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -