Цены бьют тревогу

3555

Праздничный стол казахстанцев в этом году подорожал на 10,4%. Это больше прошлогоднего роста, когда продовольственные товары выросли на 7,9%. И хотя впереди долгие новогодние праздники, повод для расслабления сжимается, пугает, как говорится, обозначенный тренд.

А тренд таков, что главное влияние на рост цен оказывает продукция местных производителей. Причем продукция очень простая по товарной номенклатуре. Как и в 2019 году, темпами, опережающими инфляцию и стоимость государственных льготных кредитов, росли следующие товары: хлебобулочные изделия и крупы (+13,4%, где мука выросла на 22,3%); мясо (+12,4%, в том числе баранина, на 17,3%); яйца – на 14,4%; масло и жиры – на 8,4%. Фрукты выросли на 17% и овощи – на 3,7%, что не помешало картофелю стать просто золотым, прибавив в цене сразу 21,7%.

В 2019 году за этот же период хлебобулочные изделия подорожали 10,7% (мука +16,8%); мясо на 10,6% (баранина +11,8%); яйца, масло и жиры выросли в цене на 8,2%. Фрукты и овощи в основной номинации падали в цене. И как мы помним, в 2019 году рост цен списали на плохой урожай. В 2020 году о плохом урожае официально и вслух никто не говорил. 

Официальная статистика говорит об обратном. По данным национального Бюро по статистике, за 11 месяцев 2020 года казахстанские производители произвели 14 млн тонн зерновых и бобовых, тогда как за этот же период 2019 года производство составило 13 млн тонн. Тем удивительней ценовой рост и молчание местных чиновников по этому поводу. 

Рост цен, согласно экономической теории, вполне нормальное экономическое явление и отражает паритет производства и потребления. В Казахстане же на экономическую теорию накладываются особенности в виде существенного товарного импорта, который постоянно дорожает из-за тихой, а когда-то и громкой девальвации тенге. 

Но скорее всего, в 2020 году местные цены «испортила» ситуация в соседней России, где сильно выросла стоимость на первоочередные продукты питания – растительное масло, зерновые, сахар. По закону свободного рынка товар идет туда, где за него заплатят больше. Повышенный спрос на сельскохозяйственные продукты в Российской Федерации помогает казахстанским фермерам приграничных регионов реализовать продукцию по более выгодным ценам, чем внутри страны, что оборачивается в итоге более высоким ростом цен на местном рынке.

Помимо производителей, увеличили отпускные цены и торговые сети. В марте-апреле 2020 года из-за строжайшего карантина розничная торговля упала до 40%. Деловая активность затем восстановилась, карантин сняли, бизнесу дали кредитные льготы, а населению, пострадавшему от закрытия рабочих мест и потери дохода, – знаменитые 42 500 тенге. На фоне государственной поддержки, т.е. простого вливания денег в экономику, аналитики говорили о снижении потребительского спроса, который по своей слабости не сможет сильно разгонять инфляцию. 

И к концу года выясняется, что торговля полностью не восстановилась, падение составляет 0,5%. Зато инфляция выросла. В ноябре годовая инфляция ускорилась до 7,3% с октябрьских показателей в 7,1% и с сентябрьских показателей в 7%. Как говорится в отчете Национального банка «Инфляционные тенденции», основной вклад продолжает вносить рост цен на продовольственные товары. 

Но есть и другие источники роста. В ноябре продолжили расти тарифы на отдельные виды ЖКХ, которые весь 2019 год правительство успешно сдерживало, не давая монополистам заработать дополнительную маржу. Тарифы ЖКХ также влияют на стоимость продукции, поскольку входят в затраты по их производству. В итоге Национальный банк сообщает, что в ноябре 2020 года годовая продовольственная инфляция ускорилась до 10,8%.

Что же из всего сказанного следует? А то, что продовольственная инфляция и дальше продолжит свое дело. Во всем мире наблюдается рост цен на продовольствие. По мере изменения климата сокращаются посевные площади, растут затраты производителей. Вполне вероятно ожидать растущий внешний спрос на более здоровую и экологичную казахстанскую продукцию. Поскольку цены на продукты будут оставаться высокими, то инфляционные ожидания населения будут повышенными. 

В своих традиционных опросах Национальный банк это, конечно же, учтет и будет осторожно принимать решение по величине базовой ставки. Если ставка не будет сокращаться, это даст сигнал производителям, что стоимость денег останется на прежнем уровне. И вряд ли кто-то из них согласится снижать отпускные цены на повышенном спросе на свою продукцию. Образуется замкнутый круг продовольственной инфляции. Свой вклад внесут и торговые сети. Так как потребительский спрос восстанавливается медленно, закрывать провалившиеся доходы логичней всего ростом цен на продовольствие не первой необходимости: шоколад, кофе, какао и т.д.

Местные власти после критики сверху наконец-то обратят внимание на рост цен. И как часто это бывает, в начале следующего, тем более электорального, года начнутся очередные поиски виноватых в росте цен и походы акимов по местным базарам для мониторинга местных цен. Рейды и беседы с торговыми точками ни к чему не приведут. Законы рынка в ручном режиме не отрегулируешь. Нужно пользоваться рыночной ситуацией и расширять производство продуктов питания, чтобы самим оставалось.


Анна ЧЕРНЕНКО

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -