«Ради детей поменяю гражданство…»

13061

Сегодня в Казахстане разгорается серьезный конфликт между частью так называемой «родительской общественности» и МОН РК. Если этот конфликт не разрешить в самом начале, он может перерасти в серьезную гуманитарную проблему.

Дело вот в чем. В печальном ковидоносном 2020 году некоторые родители, чьи нервы не выдержали мук дистанционного образования, стали устраивать своих детей на онлайн-обучение в зарубежные школы (по разным оценкам таких родителей в Казахстане около 3000-4000 человек). 

Возникла правовая коллизия. С одной стороны, согласно всем законам (Конституция РК, Закон «Об образовании» и т.д), казахстанские родители или законные представители «обязаны обеспечить получение детьми среднего образования в организациях образования Казахстана или международных школах, имеющих лицензию». 

С другой стороны, родители, не довольные качеством казахстанского образования (его в 2020 году не ругал только ленивый), согласно различным международным конвенциям, вправе выбирать вид и форму обучения для своего ребенка. 

Как тут быть? Министерство образования и науки поступило так: категорически запретило обучение казахстанских детей в зарубежных школах. «На сегодняшний день все дети – граждане Казахстана, которые выбыли в зарубежные школы, обязаны вернуться в организации образования РК», – сказала, как отчеканила, ответственная чиновница от Минобра. 

Родители, посчитавшие себя оскорбленными в правах, разумеется, подняли хай-вай. «Мне нравится, как ответственность за некачественное образование переложили на родителей и манипулируют при этом разными пафосными утверждениями: пусть плохое, зато наше; учителям тоже не легко; что же вы такие предатели и т.д. Мне, как маме, важнее психологический комфорт для дочери, ее желание учиться и интерес к новому. А не испуганные глаза, когда я ее из школы забираю», – возмутилась одна родительница. 

«Мы не намерены возвращаться в казахстанскую школу, каких бы законов ни выдумали. Если надо, то будем менять гражданство на РФ и продолжать жить и работать в Казахстане по виду на жительство», – грозится еще одна мама школьника.

«Вместо реальных изменений по росту качества в казахстанских школах в условиях пандемии (мы все помним, как президент страны высказал критику в адрес МОН об отсутствии должной подготовки к новому учебному году, стартовавшему осенью 2020 года), чиновники протащили норму, запрещающую детям учиться за рубежом. По факту, вместо улучшения качества среднего звена образования, чиновники решили не давать возможности казахстанцам получать более качественные знания за рубежом. Подобные действия в отношении собственных соотечественников мне представляются целенаправленным вредительством», – написал третий родитель. 

Угрозы и недовольство множились, и МОН РК выпустил специальный пресс-релиз, в котором сказано: «Ребенок, являющийся гражданином Казахстана и постоянно проживающий на территории страны, получает среднее образование в школах, находящихся в стране. Это могут быть общеобразовательные школы, гимназии, лицеи или международные школы. Получение образования в дистанционном режиме в иностранных школах возможно в качестве дополнительного». 

Логика в этом послании есть. Например, в том, что те же российские школы не могут дать знания по предметам, которые необходимы для жизни в Казахстане. Это и казахский язык, это и география, это и история вместе с другими общественными науками и так далее. 

Но и в словах родителей тоже есть логика. Например, в том, что год от года наше среднее образование хиреет и хиреет. Школы строятся медленно, а количество детей растет. Сравните: в 2011 году в РК было 7465 школ, а сегодня 7429 (из них каждая 10-я требует ремонта). В 2011 году было 2,479 млн учеников, а сегодня – 3,3 млн, поэтому классы часто переполнены и многие дети учатся в третью смену. 

Далее. За годы независимости в РК на должности министра образования и науки побывало 13 министров, некоторые были очень далеки как от образования, так и от науки, то есть о преемственности политики в Минобре нечего и мечтать. 

Об отвратительном качестве учебников несколько раз говорили даже президенты страны, а первый президент – Н. Назарбаев несколько дней назад вообще с горечью констатировал: «Настоящая угроза – это не падение цен на минерально-сырьевые ресурсы, а риск снижения качества интеллектуального потенциала нации. Прежде всего, это касается образования. Здесь мы еще серьезно отстаем от развитых стран».

Наконец, еще одна проблема нашего образования – низкий уровень подготовки учителей. В 2020 году в Национальном квалификационном тестировании по направлению «Общее среднее образование» из 32 463 педагогов пороговый уровень преодолели 14 869 (45,80%) человек… 

В общем, МОН РК попало в крайне затруднительное положение. Может, стоит узнать общественное мнение по этому вопросу? Понять, сколько детей вместе с родителями предпочли бы дистанционную форму обучения в зарубежных школах? Может, стоит расширить определение экстерната? А может быть, надо собрать хороших учителей и создать свою – казахстанскую онлайн-платформу обучения? 

Хотелось бы, чтобы Минобразования проявило разумную гибкость. Ведь это тот случай, когда гибкость не означает слабость.


Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -