Бензин дешевле, чем у соседей: стоит ли радоваться

3415

Стоимость казахстанского бензина составляет в среднем 170 тенге за литр, что дешевле, чем в России, Узбекистане, Туркменистане и Кыргызстане.


Canva Pro

Как ранее сообщило Energyprom.kz, в рейтинге по наименьшей стоимости бензина Казахстан занял 8-е место среди 167 стран. Стоимость нашего бензина составила 170,2 тенге за литр. Открывают рейтинг страны с самым дешевым бензином – Венесуэла, Иран и Ангола, замыкает Сирия, где его стоимость в тенговом эквиваленте достигает 1,1 тыс. за литр.

По данным Бюро национальной статистики, в декабре 2020 года бензин в Казахстане стоил немногим дороже, чем годом ранее. Так, на 0,8% подорожал бензин АИ-95/АИ-96, до 171,3 тенге за литр; на 1,4% – АИ-98, до 190,2 тенге за литр; на 2,7% – АИ-92, до 150,6 тенге за литр.

Топливо уйдет туда, где дороже

Сложившуюся ситуацию с бензином сложно назвать нормальной. С этим согласен эксперт международной брокерской группы TICKMILL Арман Бейсембаев. По его мнению, цена на бензин в Казахстане будет расти.

«Когда в одном месте дешевле, а в другом – дороже, то это говорит об неэффективности рынка, создает благоприятные условия для арбитража – купить дешевле у нас и продать там, где дороже», – пояснил эксперт.

Подтверждение его слов можно найти на сайте GlobalPetrolPrices.com. По данным на 15 февраля 2021 года, 1 литр бензина в России стоил $0,652, Узбекистане – $0,745, Туркменистане – $0,428, Кыргызстане – $0,472. Для сравнения, в Казахстане – $0,408.

Если исходить из приведенных данных, то самыми привлекательными рынками сбыта казахстанского бензина являются Россия и Узбекистан. Однако, как отмечают многие аналитики, в той же России своих перерабатывающих мощностей хватает, а заход на узбекский рынок местными властями сильно усложнен.

Что у человека в кошельке, столько на баннере у АЗС

Экономические законы порой сильнее субъективных обстоятельств. Они работают и в отношении бензина. Как отметил директор Института современного государственного развития РФ Дмитрий Солонников, стоимость бензина может определяться несколькими моментами.

«Во-первых, далеко не везде это рыночная цена. Отношение к бензину может быть различным, в том числе входить и в часть государственной политики. Тогда возможно и дотирование бензина для потребителей за счет бюджета, и плановое определение цены при том, что продавать его на внутреннем рынке может только одна госкомпания (или несколько, но одинаково связанных с государством). Кроме того, действуют и экономические механизмы. В странах, добывающих нефть и производящих бензин, его стоимость будет ниже, чем у соседей, не имеющих таких возможностей. Здесь и затраты на транспортировку, и дополнительные затраты на таможенные и налоговые сборы. Опять же, никто не отменял спекулятивные действия, картельные сговоры и естественные монополии. На цену часто (но не всегда) влияет покупательная способность потребителей, что, в свою очередь, является отражением экономического положения в стране», – заметил политолог.

С последней частью комментария эксперта можно согласиться. Согласно данным сайта Visasam.ru, средняя зарплата в России составляла $788, тогда как в Казахстане – $486. Этим можно объяснить и разницу в ценах между $0,652 и $0,408 за литр. В Узбекистане средняя зарплата находится на уровне $184, в Кыргызстане – $253, а по Туркменистану сведений нет. В Узбекистане есть два НПЗ, однако собственного сырья катастрофически не хватает. Кыргызстан же не имеет ни собственного сырья, ни своей переработки.

Все можно объяснить пандемией

2020 год стал годом пандемии коронавируса. Естественно, она не могла не ударить и по бензину. Солонников не видит особой проблемы в дисбалансе розничных цен на топливо.

«То, что в каких-то странах розничные цены на бензин могут быть выше, еще не говорит о том, что производителям выгоднее отправлять его туда, а не на внутренний рынок. Так что какой-то особой реакции от производителей – НПЗ может и не быть. Главное, чтобы они не работали себе в убыток. Все эти факторы характерны и для Казахстана. Цены на бензин в России ниже, чем в соседних государствах Европы. В Казахстане ниже, чем в России. В 2020 году в ряде стран было зарегистрировано снижение цен на бензин, сворачивание внутреннего потребления. Этим можно объяснить и рост доли экспорта в структуре спроса на бензин, произведенный в стране. Ничего драматичного этот факт сам собой не демонстрирует. Изменения в социально-экономическом положении, вызванные коронавирусом и соответствующими ограничениями, проявляются во всех сферах жизни, и здесь в том числе», – подчеркивает эксперт.

Казахстан на самом деле нарастил экспорт бензина. По данным Energyprom.kz, за январь-август 2020 года компании экспортировали 362,1 тыс. тонн автомобильного бензина против 6,3 тыс. тонн годом ранее (рост в 57,6 раза). В деньгах экспорт составил $125,6 млн – в 48,5 раза больше, чем в прошлом году. В страны СНГ было отправлено 103,3 тыс. тонн бензина на сумму $36,7 млн.    

Основными импортерами казахстанского бензина стали Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В остальные страны мира было отправлено 258,8 тыс. тонн автомобильного бензина на сумму $88,9 млн. Основные импортеры – Афганистан, Нидерланды и Грузия.

В безвыходной ситуации включается административный ресурс

В корне противоположного мнения придерживается Бейсембаев. По его словам, как бы ни прискорбно это звучало, но сложившаяся ситуация делает совершенно неинтересным для нефтедобытчиков и производителей ГСМ продавать свою продукцию внутри страны.

«Ведь можно продать дороже за пределами страны. Это вынуждает государство директивно запрещать вывоз горючего, чтобы насытить внутренний спрос, не меняя при этом цены. Регулярные срывы поставок ГСМ и возникающий почти каждое лето-осень дефицит бензина и дизельного топлива на заправках страны, в самый разгар уборки урожая – один из результатов сложившейся практики», – развивает мысль эксперт.

Экономист прав в том смысле, что Казахстан ежегодно вводит запрет на вывоз ГСМ из страны. В мае 2020 года вице-министр энергетики Асет Магауов на брифинге заявил, что Казахстан отменил запрет на вывоз нефтепродуктов автомобильным транспортом за пределы республики с 10 апреля 2020 года и ввел запрет на железнодорожные поставки бензинов и дизельного топлива из России в Казахстан с 30 марта по 1 июля.

Все это было обусловлено большим объемами производства ГСМ на НПЗ в Шымкенте, Атырау и Павлодаре. С другой стороны, можно согласиться с Бейсембаевым в вопросе регулярных срывов поставок ГСМ в период лета-осени. Они были характерны вплоть до 2020 года и вызывали раздражение у тех, кто от поставок зависел – сельхозпроизводителей. Но прошлый год стал исключением. Во-первых, собственное производство после модернизации НПЗ выросло. Во-вторых, пандемия и ограничительные меры снизили спрос.

С общим рынком энергоресурсов много неясного

Страны ЕАЭС ранее договорились внедрить общий рынок энергоресурсов в 2025 году. Предполагалось, что с осуществлением этих планов розничные цены на топливо во всех странах – России, Казахстане, Беларуси, Армении и Кыргызстане – будут одинаковыми. Солонников просит не спешить.

«Что касается общего рынка энергоресурсов в ЕАЭС, то это еще серьезный вопрос для обсуждения. Как мы видим по предыдущему опыту, заранее механизмы реализации таких решений не готовятся. Еще непонятно, как это можно реализовать на границах Беларуси, России, Казахстана и Кыргызстана. Есть общие сухопутные границы, прямая связность инфраструктур и т.д. Кто-то от этого выиграет больше, кто-то меньше. Предприятия Казахстана смогут напрямую работать на рынке России и Беларуси. Это, конечно, новые возможности. Про одинаковые цены говорить, наверное, не приходится. Они различаются и внутри России, от региона к региону. Так что какие-то особенности будут и здесь. Основной вопрос будет с Арменией, общих границ с которой нет ни у одного другого государства ЕАЭС. И как там обеспечить те же розничные цены? Если за четыре года не произойдут существенные изменения. А в нынешнем неустойчивом мире все возможно. Видимо, поэтому и не спешат с четким прописанием «дорожной карты» перехода к общему рынку энергоресурсов. К 2025 году ситуация в мире будет иной, и то, как ее видят сейчас, из 2021 года, будет неактуально», – полагает эксперт.

Бейсембаев с такой трактовкой не согласен. «Полагаю, что цены (на бензин в том числе) внутри Союза будут выровнены, причем, очевидно, по бенчмарку, а им выступает Россия, как крупнейший рынок и крупнейшая экономика региона. Опять же, не нужно тешить себя надеждами, ведь выровнены они будут определенно в сторону повышения там, где цены ниже. В конечном итоге, можно предположить, что цены будут выровнены уже внутри Союза по отношению к мировым ценам», –резюмировал эксперт.


Арман ЕЛ 

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -