Алматы, Казахстан

Факультеты жизни Юрия Домбровского

9 июля 2019, 17:22508



В Алматы отметили 110-летие со дня рождения писателя, прочно поместившего южную столицу на литературную карту мира. Вечер памяти Юрия Домбровского (1909-1978) состоялся в Детской библиотеке им. Бегалина. Главным гостем была приехавшая из Москвы Клара Турумова-Домбровская, вдова писателя. Вечер организован представительством Россотрудничества в РК при поддержке Централизованной библиотечной системы г. Алматы и Института литературы и искусства им. Ауэзова.

«Для меня и людей моего поколения, живущих в России, творчество Юрия Осиповича это открытие Казахстана. Благодаря ему мы узнали об этой стране и даже полюбили ее. Его творчество очень важно сегодня, в эпоху евразийских интеграционных процессов», – отметил в своем приветствии Константин Воробьев, руководитель представительства Россотрудничества в РК. 

В 1932 году молодой московский литератор Юрий Домбровский был обвинен по антисоветской статье и выслан в Казахстан. Сначала он попадает на станцию Чемолган, вскоре оседает в Алма-Ате, где работает археологом, журналистом, занимается педагогической деятельностью, переводит на русский казахских поэтов и писателей. Органы «ГосСтраха» не оставляют Домбровского без внимания. Его алматинский период жизни дважды прерывался лагерными сроками. До ареста в 1939 году и отправки в колымские лагеря Юрий Домбровский успел опубликовать первую часть своего романа «Державин», стал членом Союза писателей. Последний лагерный срок 1949-1955 гг. провел в Тайшете Иркутской области. Из мест заключения возвращался в Алма-Ату, где жил до середины 50-х годов, пока не смог уехать в Москву. 

Одним из первых мест работы Юрия Домбровского в Алма-Ате была библиотека им. Пушкина, ныне Детская библиотека им. Бегалина. Действие его знаменитых романов, «Факультет ненужных вещей» и «Хранитель древностей», разворачивается в Алма-Ате. Здесь в 1960 году Юрий Домбровский встречает студентку филфака Клару Турумову, ставшую впоследствии супругой и героиней его произведений. На поздних изданиях «Хранителя древностей» есть посвящение тестю Файзулле Турумову, погибшему в первый день Великой Отечественной войны в Брестской крепости. 

«Мы воспринимаем два алматинских романа Юрия Домбровского совершенно по-особому, – сказала ведущая вечера, литературовед Валерия Короткова. – Потому что мы живем в этой атмосфере, мы узнаем все места, описанные в этих романах. Несмотря на то, что их действие происходит в очень мрачную эпоху, в которую не хотелось бы попасть, они проникнуты красотой, солнечным светом».

Начало памятного вечера было заполнено поэзией Юрия Осиповича. Звучала фонограмма с голосом автора, Клара Файзулловна прочла стихотворение Юрия Домбровского, посвященное Р. Рильке. «Выхожу один я из барака / Светит месяц, желтый как собака / И стоит меж фонарей и звезд / Башня белая – дежурный пост».

По мнению Валерии Коротковой, «эти стихотворения, программные для Юрия Домбровского, как нельзя лучше его представляют <…> Через все его творчество проходит один страшный сюжет. Это борьба даже не человека с государством. Это борьба человечности с бесчеловечностью».

На данном изображении может находиться: 7 человек, люди сидят

Значительную часть вечера заполнили воспоминания людей, общавшихся с юбиляром. Поэт Олжас Сулейменов был с Юрием Домбровским в дружеских отношениях, несмотря на большую разницу в возрасте. Олжас Омарович в ярких подробностях вспомнил их совместный поход домой к человеку, по доносу которого Домбровский оказался в лагере. 

«Я собираюсь писать мемуары. Попытаюсь изложить все наши встречи, разговоры, – говорит Олжас Сулейменов. – Так получилось, что я больше общался с Юрой, чем с некоторыми нашими писателями, которые тоже прошли через это, сидели и по 15, и по 20 лет. Но не скажу, что они уцелели... нет. Они вышли уже все-таки сильно подавленные. А Юра сохранил вот эту свою боевитость, энергию и так продолжал. К сожалению, в 70-е я с ним общался меньше. То, что у нас с ним было, вполне тянет на хорошие воспоминания».

Российский писатель Сергей Шаргунов, готовящий книгу о Ю. Домбровском, недавно обратился к Олжасу Сулейменову с просьбой поделиться своими воспоминаниями о встречах с юбиляром. Выступивший юрист и правозащитник Евгений Жовтис много раз виделся с Юрием Домбровским в детском возрасте. Его отец, литературовед Александр Жовтис, был учеником и другом писателя. Слушать лекцию Юрия Домбровского и позднее иметь с ним три виртуальные встречи довелось фотографу Валерию Коренчуку. Своей радостью открытия литературного мира Юрия Домбровского эмоционально поделилась вчерашняя школьница Алиса Якуба.

Юрий Якушев, директор алматинского русского театра им. Лермонтова, преподнес Кларе Файзулловне альбом с материалами постановки сценической версии романа «Факультет ненужных вещей», осуществленной труппой театра в 1989 году. Начинающий артист Юрий Якушев сыграл в том спектакле свою первую большую роль. Алматинский студент Олег Бендицкий представил свою фотовыставку «Этот необычный город...», запечатлев уголки Алматы, отмеченные в произведениях писателя.

Клара Турумова-Домбровская отвечала на вопросы, рассказала о своей деятельности хранителя и популяризатора наследия Юрия Домбровского. Интерес к его творчеству продолжает сохраняться, выходят новые книги. Некоторым участникам вечера повезло получить из рук Клары Файзулловны только что вышедший в Оренбурге поэтический сборник Ю. Домбровского «Поэт и муза», иллюстрированный работами очень любимого автором французского художника-примитивиста Анри Руссо.

Клара Файзулловна подготовила к изданию письма Домбровского. Произведения писателя и работы о нем появляются и за рубежом. В 2010 году в Амстердаме опубликована книга Питера Дойла «Юрий Домбровский: Свобода против тоталитаризма». Показательно внимание к личности Домбровского российского писателя и литературоведа Дмитрия Быкова. При его активном участии в 2010 году в журнальном и книжном вариантах был опубликован роман Ю. Домбровского в повестях и рассказах «Рождение мыши», никогда прежде не издававшийся. 

«Бросается в глаза некая двусмысленность, половинчатость, странность положения этого автора в русской литературе. Домбровский – один из самых сильных прозаиков XX века, что по нашим, что по западным меркам. Он написал достаточно – и на достаточном уровне, чтобы числить его в первых рядах. «Факультет ненужных вещей» печатался во время перестройки одновременно с «Жизнью и судьбой», «Доктором Живаго», «Колымскими рассказами» – и не только не терялся на этом фоне, но во многих отношениях выигрывал», – пишет Дмитрий Быков в своем «Кратком курсе советской литературы». Для него Юрий Домбровский – «идеал писателя и человека».



Вадим КРАВЦОВ, фото автора.

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2019 © Деловой Казахстан. 16+

Сайт разработан веб-студией A-Lux