Алматы, Казахстан

Дорожная карта отечественного машиностроения

9 июля 2019, 18:47416



«Дорожая карта по развитию машиностроения Республики Казахстан на 2019-2024 годы» была представлена в Алматы на пресс-конференции, которую организовал Комитет машиностроения и металлообработки НПП РК «Атамекен». 

Как отметил заместитель председателя комитета машиностроения и металлообработки НПП РК «Атамекен» Павел Беклемишев, в конце июня Дорожная карта, разработанная Министерством индустрии и инфраструктурного развития совместно с Союзом машиностроителей Казахстана, была утверждена распоряжением премьер-министра. Документ является стратегическим видением развития отрасли машиностроения на среднесрочную перспективу. 

Главная цель документа – определение основных задач для повышения конкурентоспособности отечественных машиностроительных предприятий, внедрения новых технологий и наращивания экспортного потенциала отрасли.

Дорожной картой предусмотрен комплекс действий, направленный на изучение и разработку мер поддержки, включающий в себя меры по обеспечению сырьем отечественных предприятий, повышение доли местного содержания в закупках, совершенствование мер технического регулирования, внедрение механизмов экономического стимулирования.

Принятие закона позволит проводить централизованную и сбалансированную промышленную политику на всей территории страны, систематизирует и упростит процесс и условия оказания господдержки промышленности, подчеркнул спикер. Инвесторы получат дополнительные стимулы для реализации проектов в обрабатывающих отраслях промышленности, бизнес получит определенную уверенность и сигналы к действию, повысится деловая активность.

Как сообщил П. Беклемишев, Дорожной картой предусмотрен пункт, инициирующий создание Фонда развития промышленности Казахстана при Министерстве индустрии и инфраструктурного развития. Аналогичные фонды успешно работают в России, Беларуси, странах ОЭСР. Они предоставляют займы по ставке 1-4% годовых, на проекты лизинга процентная ставка на заем составляет 1%.

Как считают в Союзе машиностроителей, нынешняя модель финансирования обрабатывающей промышленности через институты развития и банки второго уровня показывает свою неэффективность. Например, главный финансовый оператор обрабатывающей промышленности АО «НУХ «Байтерек» из общего объема финансирования в более чем 2 трлн тенге в 2017 году направил на проекты в обрабатывающей промышленности лишь 6,6%.

Наиболее импортозависимые секторы отечественного машиностроения: электрооборудование, автомобилестроение, нефтегазовое машиностроение  и горно-металлургическое машиностроение. Возможности импортозамещения продукции нефтегазового машиностроения составляют 56,7 млрд тенге, на эту сумму отечественные предприятия уже готовы дополнительно поставлять из общего объема импорта. В дальнейшем они выражают готовность налаживать производство отдельных видов новой продукции для крупных операторов в объеме до 100 млрд тенге.

Финансировать ФРП РК предлагается за счет перераспределения неосвоенных средств республиканского бюджета по итогам квартала, полугодия и года. Планируется, что ФРП обеспечит финансирование более 50% проектов или субсидирует займ, привлекаемый с рынка (в зависимости от специфики проекта).

Предлагается также проработать вопрос введения налоговых преференций для предприятий, осуществляющих модернизацию существующих мощностей, наращивающих экспорт казахстанской машиностроительной продукции. Например, при снижении НДС на 1% ВДС отрасли вырастет почти на 2 млрд тенге, при ставке НДС 0% – на 72 млрд тенге. При снижении КПН на 1% ВДС отрасли вырастет почти на 0,2 млрд тенге, при снижении КПН до рентабельности отрасли (8%) – на 2,4 млрд тенге. В комитете считают, что целесообразно применение акцентированных мер поддержки, к примеру, освобождение от уплаты НДС и продажа сырья отечественным производителям по льготным ценам.

В дорожной карте немаловажная роль отведена развитию базовых производств, таких, как литье, кузнечное производство, горячая штамповка. Сейчас ежегодная общая потребность машиностроителей в металле составляет 2 млн тонн, из них литья – 200 тысяч тонн. Отечественные машиностроители вынуждены закупать металл и заготовки в России и Китае.

Согласно данным комитета, строительство мини-металлургического завода стоит 100-150 млн долларов, строительство литейного завода оценивается в 30-35 млн евро. Реализация предлагаемых мероприятий будет способствовать росту объемов производства и производительности труда отечественного машиностроения как минимум в 2 раза.

Также «карта» содержит конкретные предложения и расчеты по подготовке кадров. Отрасли требуется широкий круг специалистов с высшим и специальным образованием, подчеркивают машиностроители. Поэтому, начиная с 2019 года, начата разработка профессиональных стандартов, которые буду положены в основу формирования системы оценки и подготовки кадров. Средства для этой работы предусмотрены за счет займа Всемирного банка.


Динара ЮСУПОВА, Алматы

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2019 © Деловой Казахстан. 16+

Разработано в: A-Lux