Алматы, Казахстан

Пешком с фотокамерой по Мангистау

12 июля 2019, 10:02323



Российский историк и критик современного искусства, фотографии и кино Андрей Фоменко, взяв в руки фотоаппарат, отправился в путешествие по малопосещаемым и хорошо известным местам полуострова Мангышлак и плато Устюрт. В алматинской Esentai Gallery представлена его фотовыставка  «Естественная история».

Профессор Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна Андрей Фоменко представил первые результаты фотоисследования территории, простирающейся от Каспийского моря до Южной Сибири. Выставка стала итогом двух экспедиций по Западному Казахстану и частью задуманного автором большого проекта. Все фотографии сделаны аналоговой камерой на узкую негативную пленку, с последующей ручной серебряно-желатиновой печатью позитивных изображений. 

По словам автора, фотография, снятая на пленку, обладает особой фактурой, приобщая ее к материальности самих вещей. Черно-белые изображения сняты в сдержанной минималисткой манере. Ограниченное количество людей и животных, присутствующих на некоторых снимках, лишь подчеркивает их ценность на необъятных безводных просторах. 

«Зрелище, открывшееся мне, когда я дошел до чинка, больше напоминало сон, чем реальность: вдали, у подножия Устюрта, возвышались останцы, – делится своими впечатлениями Андрей Фоменко. – Казалось, они парят над поверхностью земли в какой-то полудреме – эффект, объясняющийся тем, что их основания сложены из меловых отложений и имеют более светлый оттенок, чем сами монументы. Главными обитателями долины были существа неодушевленные – останцы разного размера и формы: один напоминал огромную черепаху, другой представлял собой монолитный блок почти правильной прямоугольной формы, третий походил на солдатскую каску, а четвертый, самый причудливый, имел форму гриба вроде строчка – с округлой шляпкой на тонкой ножке, растущей из гипсовой платформы. А еще, эта ассоциация оказалась даже более стойкой, он напомнил мне «пузырь» из комикса с заключенной в нем репликой персонажа, тем более что в одной из плоскостей был слегка уплощен, будто, решив обрести объем, остановился на полпути между бумажной страницей и скульптурой: окаменевшая фраза, сообщение без отправителя и адресата».

Андрей Фоменко не любит называть себя автором представленных фотографий. Он считает, что подлинными авторами этих работ выступают сами запечатленные сюжеты – горы, камни, солончаки, мавзолеи, животные и растения. К авторам он относит и технологию съемки, объектив и пленку, и лишь в последнюю очередь человека, чье имя вынесено в название выставки. 

Андрей Фоменко является автором книг «Архаисты, они же новаторы», «Монтаж, фактография, эпос», «Советский фотоавангард: поэтика и политика» и многочисленных статей в различных периодических изданиях. В сфере его интересов и современное искусство Казахстана. В российском «Художественном журнале», более известном как ХЖ, напечатана его статья «Модернизация сознания: перезагрузка».


Вадим КРАВЦОВ, фото автора

комментарии
Авторизуйтесь на сайте,чтобы писать комментарии!

2006 - 2019 © Деловой Казахстан. 16+

Разработано в: A-Lux