Трэш, самокат и карма

983



Анекдоты про электросамокатчиков полны черного юмора. Например: «Каждый самокатчик в среднем живет 30 лет. Если кто-то прожил дольше, значит, кто-то умер раньше». Или вот: «Купил электросамокат. На следующий день на мою страничку в Фейсбуке подписались три агентства ритуальных услуг». 

Смех смехом, но на этой неделе один такой самокатчик имел все шансы испытать на себе справедливость подобных анекдотов. Вы, конечно, поняли, что речь идет о молодом человеке, который после конфликта с водителем автобуса ринулся на своем сегвее через трассу и был сбит большим внедорожником. 

Согласно предварительной информации, предоставленной компанией City Bus, конфликт спровоцировал самокатчик, создавая помехи водителю общественного транспорта. А затем на одной из остановок он заскочил в салон и ударил водителя автобуса по лицу, после чего попытался сбежать.

Ясно, что оценку инциденту дадут правоохранительные органы, я же только скажу, что дурная карма не имеет срока годности. Бить людей вообще  нельзя, а пожилых – особенно, потому что ответ может быть мгновенным, очень болезненным и с абсолютно неожиданной стороны. 

Вообще же я считаю, что с владельцами электросамокатов и прочих скутеров нужно решительно разобраться. Электросамокат – чрезвычайно опасное устройство. Наверное, каждый житель большого города хоть раз испытал неприятный холодок, который возникает в сердце, когда тебя на бешеной скорости обгоняет чудило на двух колесах. Причем происходит такой обгон, как правило, на тротуаре, где самокатчикам в принципе ездить не положено. 

Требования к движению велосипедов, мопедов, в том числе приравниваемых к ним электросамокатов, установлены в разделе 24 Правил дорожного движения РК: «Велосипеды, мопеды (электросамокаты) двигаются по велосипедной дорожке, велосипедной полосе движения. В случае их отсутствия  – по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, в один ряд». 

Даже если владелец сегвея едет по дороге, он все равно представляет опасность, только теперь уже для себя самого. На магистрали он не виден и не слышен: у него нет каски, нет сигнальных огней, на фоне нашего автомобильного хаоса он как голый среди одетых. Вот поэтому я уверен: если сегодня не внести в ПДД дополнительные требования к движению электросамокатов, завтра будет поздно. И уж, конечно, надо отменить безумную идею акимата Алматы по внедрению аренды электросамокатов до тех пор, пока в городе не будут созданы для этого все условия. 

Как регламентирована езда на сегвеях в других странах? По-разному. Например, в Германии с этим очень строго. Вот как описал свой печальный опыт езды на самокате один пользователь соцсетей. Переезжая на ПМЖ в Германию, он взял свой электросамокат, на котором долго и без проблем ездил на работу дома. Когда же он решил воспользоваться электроагрегатом в ФРГ, то был сразу остановлен немецкой полицией и получил штраф, так как его транспортное средство не имело официального допуска на немецких дорогах.

Согласно немецким законам, все моторизированные транспортные средства, способные развивать скорость свыше шести километров в час, нуждаются в официальном допуске (Straßenzulassung). На пользователей без допуска (при отсутствии отягчающих обстоятельств) налагаются денежные взыскания в размере 70 евро за управление незарегистрированным транспортным средством. При этом нарушитель получает по одному штрафному баллу в картотеке Федерального ведомства автодорожного транспорта. При достижении восьми баллов следует лишение водительских прав.

С 1 июля 2019 года в Париже начали действовать правила для водителей электросамокатов. Скорость движения в пешеходных зонах – не более 8 км/ч, на проезжей части – не больше 20 км/ч. Штраф за езду по тротуару – 135 евро.

В Израиле также с 1 июля введены новые правила, касающиеся пользования электрическими самокатами и велосипедами. Они предусматривают номерные знаки для каждого транспортного средства, обязательное ношение каски со светоотражателем, прохождение специального экзамена по вождению, штраф до 10000 шекелей (1 шекель = 108 тг) за модификацию транспортных средств и многое другое.

В Финляндии электрические самокаты, моноколеса и другие подобные механизмы приравнены к мопедам и велосипедам и разрешены к езде на велосипедных дорожках, если они соответствуют требованиям (передние и задние фонари, шлем у водителя и т.д). 

В Дании сегвеи, электросамокаты и другие электрические средства передвижения признаны полноправными участниками дорожного движения. Министерство транспорта Дании разрешило ездить на данных видах транспорта по велодорожкам. На официальном сайте министерства 1 января 2019 года появились правила дорожного движения для пользователей этих устройств.

В США отношение к электросамокатам разное в разных штатах. Например, в Нью-Йорке они не разрешены, а в Калифорнии электрические самокаты, моноколеса и т.п. разрешены на велосипедных дорожках. Необходимо наличие шлема, скорость не должна превышать 32 км/ч, мощность моторов не должна быть выше 1000 ватт.

И, наконец, в России, согласно законодательству, электрический самокат с двигателем 250W и более относится к категории мопедов и скутеров. Для управления им нужны права категории М. Кроме этого, там предлагается обязать всех владельцев портативного транспорта приобретать страховку, а также урегулировать статус ДТП с их участием. 

У нас же никаких регламентирующих законов в отношении миниэктротранспорта нет и не предвидится. Мало того, существует какое-то разночтение законов. Например, в ПДД электросамокаты имеют свой статус, а на запрос журналистов в Комитете административной полиции ответили другое: «Сегвеи, гироскутеры, моноколеса и другие аналогичные средства, согласно действующему законодательству, являются пешеходами. Указанные средства передвижения не являются транспортными средствами. Они должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам». (informburo.kz).

Честно говоря, такой подход внушает большую тревогу. Проблема назревает и нужно ее разрешить: создать безопасные условия для пешеходов, для водителей автомашин и для владельцев самоходных электроустройств. Тогда не будет драк, травм и несмешных анекдотов.

Андрей ЗУБОВ

Телеграм-канал «Нефть и Газ Казахстана. Факты и комментарии». Ежедневные новости с краткими комментариями. Бесплатная подписка.

Международное информационное агентство «DKNews» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKNews» © 2006 -