Чем отличаются товарные биржи от иных централизованных торговых площадок

87560

Судя по публикациям в отдельных СМИ, заметно недопонимание разницы торговли  на товарных биржах и централизованных торговых площадках, передает Деловой Казахстан.

В странах, относительно недавно перешедших на рыночные отношения, экономика характеризуется высокой степенью концентрации (олигополизации) рынков и сдерживания со стороны олигопольных групп бизнеса развития конкурентных отношений. Доступ к «ключевой мощности», то есть к ключевым объектам инфраструктуры и ресурсов, управление которыми сосредоточено в руках этих групп, создание единых операторов, закрывает вход на рынок для других игроков.  

Именно об этом говорил Глава государства в своем Послании в сентябре 2020 года: «…рыночные ниши плотно забетонированы далеко не рыночными методами. Предприниматели не могут войти в рынок, а если сумели войти, то вынуждены подчиняться частным монополистам». 

В результате происходит диверсификация бизнеса в одних руках, но не диверсификация экономики страны. Из-за этого бизнес закрыт для других, способных к предпринимательству людей.

Торговые площадки являются одним из инструментов открытия рынков и обеспечения равных условий конкуренции между предпринимателями, устраняя при этом излишнее посредничество.

Наиболее распространённым форматом торговых площадок на сегодня являются  товарные биржи, для регулирования их деятельности создана  законодательная база.

Кроме товарных бирж, существует множество иных специализированных торговых площадок. Это веб-портал государственных закупок (goszakup.gov.kz), закупок квазигосударственного сектора (zakup.sk.kz) и недропользователей (Nadloc), торги электрической энергией (АО «КОРЭМ»), сжиженным нефтяным газом (электронные торговые площадки) и другие.

В своем Послании народу Казахстана в 2020 году Глава государства поручил навести порядок именно в биржевой торговле.

Для этого вновь созданному Агентству по защите и развитию конкуренции в 2020 году переданы функции и полномочия Министерства торговли и интеграции по осуществлению государственного контроля в сфере товарных бирж.  

За Министерством торговли и интеграции сохранены формирование и реализация государственной политики в данной области (разработка правил, формирование перечня биржевых товаров и т.д.).

В этой связи очень важно обозначить, чем же все-таки отличается функционал товарных бирж от иных торговых площадок, в частности, от электронных торговых площадок (ЭТП), где торговался сжиженный нефтяной газ.

Как я уже говорил, товарная биржа обеспечивает проведение торгов по установленным правилам биржевой торговли, то есть сфера деятельности товарных бирж регламентируется законодательством, действуют Закон о товарных биржах, типовые правила биржевой торговли и другие документы, контроль за соблюдением которых с конца 2020 года осуществляет Агентство по защите и развитию конкуренции.

В свою очередь, торговля сжиженным нефтяным газом пошла по пути специализированных электронных площадок, уполномоченным органом в лице Министерства энергетики в рамках соответствующего законодательства разработаны отдельные правила торговли сжиженным газом, не подпадающих под законодательство о товарных биржах.

При этом  другие товары топливно-энергетического комплекса, например, бензин, дизельное топливо, авиакеросин и уголь, были включены в перечень биржевых товаров.

Для предсказуемого проведения биржевых торгов по данным товарным позициям, при АЗРК был создан Биржевой комитет, консультативно-совещательный орган из представителей государственных органов, субъектов рынка и инфраструктурных организаций.

Были разработаны секционные правила торговли биржевыми товарами, одним из главных положений которого было право Биржевого комитета приостанавливать торги при неблагоприятных внешних и внутренних условиях.

К примеру, во втором квартале прошлого года временно, на 2 месяца, приостанавливались торги нефтепродуктами в связи с острой ситуацией нехватки топлива вследствие остановки работы НПЗ. В июне приостанавливались биржевые торги углем в связи с признанием их проведения в ненадлежащем порядке, торги возобновились в июле.

Было также принято решение закрепить возможный коридор изменения цен в торговой сессии на уровне +/- 2%. Это позволяло не допускать ценовых всплесков на торгах.

В результате проведение торгов на товарных биржах позволило достичь целей по обеспечению прямого доступа к энергетическим ресурсам новым участникам рынка, ранее приобретавших объемы у посредников, и при этом не допустить ценовой волатильности.

Правила торговли сжиженным газом имели некоторые отличия от биржевой торговли, к примеру, коридор изменения цены был на заметно более высоком уровне +/- 10% против +/-2%.

Кроме того, отсутствовали инструменты корректирующего характера в виде прав приостановления торгов при росте цены и контроля за соблюдением участниками правил торговли.

В отличие от биржевого, контроль за торгами сжиженным нефтяным газом должен осуществляться уполномоченным отраслевым государственным органом.

Все перечисленные недостатки специализированной торговой площадки привели к недовольству участников рынка, поступали жалобы, наблюдалась высокая динамика роста цен за год.

С учетом наработанного Агентством опыта в контроле биржевых торгов Министерству энергетики, как регулятору централизованных торгов сжиженным нефтяным газом, был направлен пакет предложений по изменению правил торговли. Предложенные Агентством поправки были приняты в декабре прошлого года, когда цена на торгах уже достигла 2-х-кратного роста по сравнению с началом года.

В целом вопрос нецелесообразности создания отдельных специализированных торговых площадок для того или иного товара был учтен Агентством и Министерством энергетики в ходе разработки законопроекта по вопросам развития биржевой торговли.

Данные законопроект подписан Главой государства 30 декабря 2021 года,  и, начиная с этого времени, сжиженный газ также признан биржевым товаром. Это означает, что дальнейший контроль за проведением торгов сжиженным газом будет вести Агентство по защите и развитию конкуренции.

На сегодняшний день, в рамках установленных полномочий, Агентство ввело временное ценовое регулирование розничных цен на автогаз, Министерством энергетики установлены предельные цены оптовой реализации.

Биржевые торги, по прямому поручению Главы государства, решено временно отложить до стабилизации ситуации.
В этой связи в текущем году перед Агентством, в первую очередь, стоят задачи по контролю за соблюдением установленных предельных цен на автогаз.

В целях подготовки к возобновлению со следующего года торгов будут разработаны секционные биржевые правила торговли сжиженным газом, учитывающие положительные практики контроля торгов со стороны Агентства.

Серик Жумангарин,
Председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -