На площадке региональной палаты предпринимателей Алматы состоялась встреча представителей управления городской мобильности с пассажироперевозчиками мегаполиса и агломерации. Основной темой обсуждения стали предложенные изменения в правилах субсидирования убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров в Алматы и Алматинской агломерации, передает DKnews.kz.
Одним из ключевых изменений стало уточнение формулы для определения стоимости маршрута. В новой редакции предлагается установить коэффициент затрат в двух составляющих: базовой и надбавочной. Базовый коэффициент составит 10% (прим.автора – вместо имеющихся 20%) от фактических затрат на обслуживание городских и пригородных маршрутов. Ранее расчет субсидий проводился на основе количества перевезенных пассажиров, с учетом оплаты через систему Оңай. Однако, половина пассажиров не оплачивает проезд, что усложняет точный учет. Поэтому в новой формуле расчеты будут производиться за каждый километр маршрута. Есть и дополнительная надбавка на улучшение параметров подвижного состава в размере 5% и стимулирующая надбавка в размере 2% от суммы расчетных затрат на подвижной состав, если на маршруте используется транспорт на электроэнергии.
Вносятся изменения в систему субсидирования и по сроку эксплуатации транспортных средств. Менее одного года - 5 процентов. Тогда как ранее было 10. По транспортным средствам от года и до 7 лет эксплуатации возмещение остается на прежнем уровне -15 процентов, а вот для тех, что старше 7 лет – субсидирования не будет. Это решение направлено на стимулирование перевозчиков к обновлению подвижного состава и уменьшению эксплуатации устаревших автомобилей, считают представители государственного органа. Кроме того, был уточнен порядок формирования ежемесячной субсидии. Она будет зависеть от количества дней на маршруте, числа кругорейсов в день и протяженности маршрута в расчетном году.
«Наша главная цель, чтобы население было удовлетворено услугами перевозчиков. Нужно понимать, что жители города Алматы выступают заказчиками этих услуг. Кроме того, новые правила разработаны для экологизации городского транспорта, в рамках поручения главы государства. Субсидии мы выплачиваем. Мы за то, чтобы перевозчики обновляли свой парк» Заместитель руководителя управления городской мобильности г. Алматы Бауыржан Кумаргазин
Наряду со стимулированием для пассажироперевозчиков предусмотрены и штрафные санкции за невыполнение обязательных условий. Диспетчерская организация будет оценивать качество выполнения рейсов по двум критериям: обязательное посещение всех остановок маршрута (кроме остановок по требованию) и соблюдение временных рамок на начальной и конечной остановках (не ранее 5 минут и не позже 30 минут от графика). Если хотя бы один из критериев не выполнен, рейс не будет засчитан в число субсидируемых.
Еще одно изменение – с 1 января 2026 года на автобусы с дизельными двигателями, а с 1 января 2027 и транспортные средства с газовыми двигателями субсидироваться не будут. Кроме обслуживания пригородных и горных маршрутов. И никакого переходного периода для введения норм не предусмотрено.
Генеральный директор ОЮЛ «Союз автотранспортников Республики Казахстан» Сабит Аманбаев выразил обеспокоенность по поводу новых условий. Он считает, что государство таким образом создает неприязненные условия для частных компаний, что может привести к их вытеснению с рынка пассажирских перевозок.
«Государственному парку не нужны 20 процентов резерва. Бюджет может закупать новый транспорт. Но это все делается на средства налогоплательщиков. Все перевозчики должны работать по единым правилам» Сабит Аманбаев
Предприниматели считают, что при разработке изменений в правила для перевозчиков, должны были быть привлечены и представители ассоциаций транспортников. Чтобы новшества учитывали интересы всех сторон и были оптимальными для нормальной работы частных компаний.
«Мы не против нововведений. Но каждой компании, я уверен, что такая ситуация у всех присутствующих здесь пассажироперевозчиков, нужно время, плавный переходный период. Все перевозчики без исключения просто не смогут выполнить свои обязательства перед банками. Потому что были заключены контракты ранее» Заместитель директора ТОО «ТАЛАП Т» Султан Жумабеков
То есть обсуждение нововведений вызвало среди участников совещания жаркую полемику.
«Мы сейчас пытаемся понять, с какими предложениями выйти и как правильно выстроить дальнейшую работу. Для меня, как для директора «Атамекен» и депутата, важно участвовать в комиссии, поскольку наша задача — поддерживать перевозчиков и учитывать их мнения. Суммы субсидий за последнее время значительно увеличились. Президент поручил улучшать экологическую ситуацию, включая транспорт, но это должно быть не в ущерб бизнесу. Такого не подразумевалось. Мы открыты для конструктивных предложений и готовы их обобщить, подготовить решение и направить в управление городской мобильности. Далее мы будем работать по законодательству и выскажем свое заключение. Также важно предусмотреть переходный период, который может занять не один год. Мы готовы продолжать диалог на площадке «Атамекен», чтобы сделать правила работы удобными и справедливыми для обеих сторон» Директор региональной палаты предпринимателей г. Алматы Нурсултан Шоканов