В условиях стремительного роста трансграничной электронной торговли вопрос фискальной дисциплины становится всё более актуальным. И если ранее международные маркетплейсы фактически действовали в режиме «налоговой тени», то сегодня государства Центральной Азии всё активнее предпринимают шаги по выравниванию условий игры. В фокусе внимания — китайский Temu и другие маркетплейсы.
Сразу два государства — Узбекистан и Казахстан — в начале 2025 года заявили о своей решимости упорядочить рынок трансграничной торговли. Речь идёт, прежде всего, о таких платформах, как Temu и других, активно работающих с местными пользователями, но долгое время уклонявшихся от налоговых обязательств.
Прецедент в Узбекистане: Temu под блокировкой
В Узбекистане маркетплейс Temu оказался в центре налогового скандала. Налоговый комитет страны заявил о претензиях к китайской платформе на сумму около 46 миллиардов сумов (свыше $3,5 млн). Причина — отсутствие налоговой регистрации и невыполнение обязательств за предыдущий период деятельности на территории страны.
С конца 2024 года в Узбекистане действуют новые правила: международные онлайн-платформы, работающие с местными пользователями, обязаны регистрировать юридическое лицо и вставать на налоговый учет. Тем не менее, Temu проигнорировал данные требования, за что и был ограничен в доступе на рынок. Даже после официальной регистрации в марте 2025 года блокировка не была снята — пока не будет полностью покрыта налоговая задолженность.
Для сравнения, российский маркетплейс Wildberries, также подвергшийся претензиям, добровольно доплатил в бюджет 51,2 млрд сумов, после чего получил разрешение на продолжение работы. Подчеркнём: налоговое ведомство Узбекистана направило предупредительные письма всем участникам рынка электронной коммерции — речь идёт о системной работе, а не об отдельных «жестах».
По словам первого заместителя председателя Налогового комитета Мубина Мирзаева, проблема налогообложения электронных торговых платформ имеет глобальный характер. В Узбекистане началась активная работа по структурированию рынка с тем, чтобы избежать потерь бюджета и создать равные условия для всех участников.
Счёт на миллиарды: недобор налогов и новая реальность
Согласно предварительной информации, предоставленной пресс-службой Налогового комитета, сумма задолженности Temu в 46 млрд сумов — не окончательная. После завершения проверки будет озвучена точная цифра, которую маркетплейс обязан будет компенсировать. Только после этого возможно официальное восстановление доступа к платформе для пользователей.
Этот кейс может стать поворотной точкой для всего региона: в условиях стремительного роста электронной торговли государственные органы осознают необходимость не просто следить за ситуацией, а формировать полноценную нормативную базу, обеспечивающую справедливое налогообложение.
Казахстан: депутаты требуют фискальной справедливости
Тем временем в Казахстане обсуждение налогообложения иностранных маркетплейсов вышло на парламентский уровень. Фракция партии «Ак жол», представляющая интересы малого и среднего бизнеса, во главе с депутатом Азатом Перуашевым, повторно направила запрос в адрес вице-премьера и главы Министерства национальной экономики Серика Жумангарина.
Повод — очевидный дисбаланс между объемами покупок казахстанцев на зарубежных платформах и фактически уплачиваемыми налогами. В 2023 году, по данным Национального банка РК, объем трансграничной онлайн-торговли составил 1,104 млрд долларов, или 505 млрд тенге, тогда как иностранные маркетплейсы уплатили всего 24,3 млрд тенге налогов. Это — менее 5%, тогда как ставка НДС составляет 12%.
Таким образом, только по итогам прошлого года бюджет недополучил порядка 36 млрд тенге, считают депутаты. Более того, по их прогнозам, в 2025 году потери могут достичь 250 млрд тенге — сумма сопоставимая с годовыми расходами отдельных государственных программ.
Перуашев в своём новом обращении отметил, что официальный ответ от главы Миннацэкономики не содержит объективного анализа и «жонглирует цифрами», игнорируя реальную статистику Национального банка. Парламентская фракция требует более решительных шагов от фискальных органов страны.
Пробел в законодательстве и предложения по его устранению
В официальном ответе Комитета государственных доходов РК сообщается, что в проекте нового Налогового кодекса предусматривается возможность блокировки иностранных платформ, если они не прошли условную регистрацию и не платят НДС. Однако в действующем Кодексе об административных правонарушениях отсутствует ответственность за это нарушение, из-за чего цифровые гиганты продолжают работать практически безнаказанно.
Казахстанский бизнес со своей стороны подчёркивает: складываются неравные условия конкуренции. Местные компании вынуждены строго соблюдать налоговую дисциплину, в то время как зарубежные продавцы уходят от обязательств, демпингуя цены и вытесняя отечественный малый и средний бизнес.
Вызов и возможность: шаги к устойчивой модели
События в Узбекистане — яркое подтверждение того, что страны Центральной Азии готовы отстаивать фискальный суверенитет в цифровую эпоху. Это, безусловно, вызов для глобальных e-commerce игроков, но также и возможность: возможность построить прозрачную, равноправную модель взаимодействия.
Будет ли Temu работать в Узбекистане? Очевидно, да — при условии полного погашения долгов. Смогут ли другие платформы избежать блокировки в Казахстане? Только в случае, если вовремя пройдут условную регистрацию и начнут выполнять налоговые обязательства.
Казахстан сегодня стоит перед выбором: либо продолжать терять миллиарды тенге бюджетных поступлений, либо внедрять продуманные меры регулирования. Согласованные действия налоговых органов, парламента и профильных министерств могут заложить основу для честной, устойчивой и конкурентной цифровой экономики в стране и регионе в целом.