Авиация в 2025: сколько заработают авиакомпании по прогнозу IATA

9702
Арман Коржумбаев Шеф-редактор
Фото: Getty Images/Baranoz Demir

Несмотря на геополитические риски, макроэкономическую турбулентность и сохраняющиеся логистические сбои, глобальная авиационная индустрия демонстрирует уверенную устойчивость. Согласно свежему прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2025 году авиакомпании мира ожидает умеренный рост прибыли и рекордные показатели по пассажирским перевозкам, передает DKnews.kz.

@IATA

«Этот год окажется лучше, чем 2024-й, хотя и немного отстанет от прежних ожиданий. Главную роль сыграет снижение цен на топливо и устойчивый потребительский спрос», — заявил генеральный директор IATA Вилли Уолш.

Ключевые показатели на 2025 год

Показатель

Прогноз на 2025

Динамика к 2024

Прежний прогноз

Чистая прибыль

$36 млрд

+$3,6 млрд

$36,6 млрд

Чистая рентабельность

3,7%

+0,3 п.п.

3,6%

Доходность на инвестированный капитал

6,7%

+0,1 п.п.

~6,7%

Совокупная выручка

$979 млрд

+1,3%

$1 трлн

Операционная прибыль

$66 млрд

+$4,1 млрд

$67,5 млрд

Общие расходы

$913 млрд

+1,0%

$940 млрд

Количество пассажиров

4,99 млрд

+4%

5,22 млрд

Объём грузоперевозок

69 млн тонн

+0,6%

72,5 млн тонн

Пассажирские перевозки: рекорд, несмотря на давление

Выручка от пассажирских перевозок в 2025 году достигнет $693 млрд, став самой высокой в истории. Дополнительно $144 млрд принесут сопутствующие услуги.

Yakobchuk Olena/Getty Images

Показательно, что на фоне доступности цен, доходность (yield) снизится на 4%. Средняя стоимость обратного авиабилета в реальных ценах — $374, на 40% ниже уровня 2014 года.

Опрос IATA (апрель 2025):

  • 40% пассажиров планируют летать больше.
  • 47% — потратить на путешествия больше, чем в 2024.
  • 68% бизнес-путешественников считают, что торговая напряжённость... увеличит число командировок.

Грузоперевозки: отскок будет скромным

На фоне глобального замедления ВВП и роста протекционизма ожидается снижение доходов от грузоперевозок до $142 млрд (–4,7%). Доходность упадёт на 5,2%, несмотря на краткосрочную устойчивость спроса — в апреле рост составил 5,8% в годовом выражении.

Авиационное топливо: главный драйвер прибыли

Снижение цен на топливо — ключевой позитивный фактор. В 2025 году баррель авиакеросина будет стоить $86 (против $99 в 2024), что сократит совокупные топливные расходы до $236 млрд (–$25 млрд к 2024 году). Это обеспечит ощутимое финансовое облегчение.

@chalabalaphotos/Canva

Однако устойчивое авиационное топливо (SAF) остаётся дорогим. Его производство удвоится — до 2 млн тонн, но это всего 0,7% от общего объёма. Средняя цена SAF — в 4,2 раза выше, чем у традиционного керосина.

Флот: узкие места и отложенные обновления

Более 17 000 самолётов находятся в очереди на поставку — время ожидания приближается к 14 годам. В 2025 году планируется передать лишь 1 692 самолёта, что на 26% ниже прошлогоднего прогноза.

Более 1 100 самолётов моложе 10 лет не эксплуатируются — в 70% случаев из-за проблем с двигателями PW1000G.

Это вынуждает компании дольше эксплуатировать старые борта, что снижает эффективность и повышает расходы на обслуживание и лизинг.

Региональная динамика: от Ближнего Востока до Латинской Америки

Регион

Прибыль 2024

Прибыль 2025

Маржа '25

Прибыль на пассажира

Спрос RPK

Провозная емкость ASK

Северная Америка

$11,5 млрд

$12,7 млрд

4,0%

$11,1

+0,4%

+1,3%

Европа

$9,6 млрд

$11,3 млрд

4,3%

$8,9

+6,0%

+5,9%

АТР

$4,0 млрд

$4,9 млрд

1,9%

$2,6

+9,0%

+6,9%

Лат. Америка

$1,3 млрд

$1,1 млрд

2,4%

$3,4

+5,8%

+7,8%

Ближний Восток

$6,1 млрд

$6,2 млрд

8,7%

$27,2

+6,4%

+4,6%

Африка

$0,2 млрд

$0,2 млрд

1,1%

$1,3

+8,0%

+7,3%

Риски: от нефти до геополитики

Главные угрозы для отрасли:

  • эскалация конфликтов (Украина, Ближний Восток),
  • новые торговые барьеры,
  • возможная фрагментация международных авиационных стандартов,
  • высокая волатильность цен на нефть.

Пассажирский взгляд: чего ждут потребители?

Согласно апрельскому опросу IATA (6 500 респондентов, 14 стран), потребители продолжают высоко ценить воздушные перевозки:

  • 97% довольны последним полётом
  • 89% считают, что авиация улучшает их жизнь
  • 84% неравнодушны к успеху отрасли
  • 88% обеспокоены доступностью перелётов в будущем

«Прибыль $36 млрд — это всего $7,2 на одного пассажира за рейс. Это очень хрупкая устойчивость», — подчёркивает Уолш.

Углеродный след и климатические цели

К 2050 году отрасль намерена достичь нулевых выбросов CO₂. Однако сегодня только 0,7% топлива — это SAF, и его цена остаётся препятствием.

Затраты на участие в системе CORSIA в 2025 году достигнут $1 млрд. Пока лишь одна страна (Гайана) выдала углеродные кредиты, соответствующие международным требованиям.

@fahroni/Canva

Авиационная отрасль продолжает адаптацию к новой реальности. Финансовая стабильность, достигнутая в 2025 году, может стать платформой для устойчивого роста, но только при условии, что государственные и отраслевые игроки будут работать совместно — снижая барьеры, стимулируя инновации и поддерживая развитие «зелёных» технологий.

«Слишком многое зависит от того, насколько быстро мы преодолеем логистические и климатические вызовы. Но уже сегодня авиакомпании демонстрируют, что умеют быть устойчивыми даже в турбулентности», — резюмирует глава IATA.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -