Несмотря на геополитические риски, макроэкономическую турбулентность и сохраняющиеся логистические сбои, глобальная авиационная индустрия демонстрирует уверенную устойчивость. Согласно свежему прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в 2025 году авиакомпании мира ожидает умеренный рост прибыли и рекордные показатели по пассажирским перевозкам, передает DKnews.kz.
@IATA
«Этот год окажется лучше, чем 2024-й, хотя и немного отстанет от прежних ожиданий. Главную роль сыграет снижение цен на топливо и устойчивый потребительский спрос», — заявил генеральный директор IATA Вилли Уолш.
Ключевые показатели на 2025 год
Показатель |
Прогноз на 2025 |
Динамика к 2024 |
Прежний прогноз |
Чистая прибыль |
$36 млрд |
+$3,6 млрд |
$36,6 млрд |
Чистая рентабельность |
3,7% |
+0,3 п.п. |
3,6% |
Доходность на инвестированный капитал |
6,7% |
+0,1 п.п. |
~6,7% |
Совокупная выручка |
$979 млрд |
+1,3% |
$1 трлн |
Операционная прибыль |
$66 млрд |
+$4,1 млрд |
$67,5 млрд |
Общие расходы |
$913 млрд |
+1,0% |
$940 млрд |
Количество пассажиров |
4,99 млрд |
+4% |
5,22 млрд |
Объём грузоперевозок |
69 млн тонн |
+0,6% |
72,5 млн тонн |
Пассажирские перевозки: рекорд, несмотря на давление
Выручка от пассажирских перевозок в 2025 году достигнет $693 млрд, став самой высокой в истории. Дополнительно $144 млрд принесут сопутствующие услуги.
Yakobchuk Olena/Getty Images
Показательно, что на фоне доступности цен, доходность (yield) снизится на 4%. Средняя стоимость обратного авиабилета в реальных ценах — $374, на 40% ниже уровня 2014 года.
Опрос IATA (апрель 2025):
- 40% пассажиров планируют летать больше.
- 47% — потратить на путешествия больше, чем в 2024.
- 68% бизнес-путешественников считают, что торговая напряжённость... увеличит число командировок.
Грузоперевозки: отскок будет скромным
На фоне глобального замедления ВВП и роста протекционизма ожидается снижение доходов от грузоперевозок до $142 млрд (–4,7%). Доходность упадёт на 5,2%, несмотря на краткосрочную устойчивость спроса — в апреле рост составил 5,8% в годовом выражении.
Авиационное топливо: главный драйвер прибыли
Снижение цен на топливо — ключевой позитивный фактор. В 2025 году баррель авиакеросина будет стоить $86 (против $99 в 2024), что сократит совокупные топливные расходы до $236 млрд (–$25 млрд к 2024 году). Это обеспечит ощутимое финансовое облегчение.
@chalabalaphotos/Canva
Однако устойчивое авиационное топливо (SAF) остаётся дорогим. Его производство удвоится — до 2 млн тонн, но это всего 0,7% от общего объёма. Средняя цена SAF — в 4,2 раза выше, чем у традиционного керосина.
Флот: узкие места и отложенные обновления
Более 17 000 самолётов находятся в очереди на поставку — время ожидания приближается к 14 годам. В 2025 году планируется передать лишь 1 692 самолёта, что на 26% ниже прошлогоднего прогноза.
Более 1 100 самолётов моложе 10 лет не эксплуатируются — в 70% случаев из-за проблем с двигателями PW1000G.
Это вынуждает компании дольше эксплуатировать старые борта, что снижает эффективность и повышает расходы на обслуживание и лизинг.
Региональная динамика: от Ближнего Востока до Латинской Америки
Регион |
Прибыль 2024 |
Прибыль 2025 |
Маржа '25 |
Прибыль на пассажира |
Спрос RPK |
Провозная емкость ASK |
Северная Америка |
$11,5 млрд |
$12,7 млрд |
4,0% |
$11,1 |
+0,4% |
+1,3% |
Европа |
$9,6 млрд |
$11,3 млрд |
4,3% |
$8,9 |
+6,0% |
+5,9% |
АТР |
$4,0 млрд |
$4,9 млрд |
1,9% |
$2,6 |
+9,0% |
+6,9% |
Лат. Америка |
$1,3 млрд |
$1,1 млрд |
2,4% |
$3,4 |
+5,8% |
+7,8% |
Ближний Восток |
$6,1 млрд |
$6,2 млрд |
8,7% |
$27,2 |
+6,4% |
+4,6% |
Африка |
$0,2 млрд |
$0,2 млрд |
1,1% |
$1,3 |
+8,0% |
+7,3% |
Getty Images
В Европе и АТР рост подкреплён восстановлением туризма и укреплением логистических связей.
Риски: от нефти до геополитики
Главные угрозы для отрасли:
- эскалация конфликтов (Украина, Ближний Восток),
- новые торговые барьеры,
- возможная фрагментация международных авиационных стандартов,
- высокая волатильность цен на нефть.
Пассажирский взгляд: чего ждут потребители?
Согласно апрельскому опросу IATA (6 500 респондентов, 14 стран), потребители продолжают высоко ценить воздушные перевозки:
- 97% довольны последним полётом
- 89% считают, что авиация улучшает их жизнь
- 84% неравнодушны к успеху отрасли
- 88% обеспокоены доступностью перелётов в будущем
«Прибыль $36 млрд — это всего $7,2 на одного пассажира за рейс. Это очень хрупкая устойчивость», — подчёркивает Уолш.
Углеродный след и климатические цели
К 2050 году отрасль намерена достичь нулевых выбросов CO₂. Однако сегодня только 0,7% топлива — это SAF, и его цена остаётся препятствием.
Затраты на участие в системе CORSIA в 2025 году достигнут $1 млрд. Пока лишь одна страна (Гайана) выдала углеродные кредиты, соответствующие международным требованиям.
@fahroni/Canva
Авиационная отрасль продолжает адаптацию к новой реальности. Финансовая стабильность, достигнутая в 2025 году, может стать платформой для устойчивого роста, но только при условии, что государственные и отраслевые игроки будут работать совместно — снижая барьеры, стимулируя инновации и поддерживая развитие «зелёных» технологий.
«Слишком многое зависит от того, насколько быстро мы преодолеем логистические и климатические вызовы. Но уже сегодня авиакомпании демонстрируют, что умеют быть устойчивыми даже в турбулентности», — резюмирует глава IATA.