«Золотая жила» эпидемии

77990

Несмотря на то, что эпидемия коронавируса, унесшая жизни почти полумиллиона человек в мире, привела к серьезному замедлению экономической деятельности и банкротству сотен тысяч компаний по всему миру, некоторые отрасли переживают настоящий бум.

Примером таких отраслей служат: розничная торговля на онлайн-платформах; информационная инфраструктура и облачные сервисы; фармацевтический бизнес; сектор аддитивных технологий; сфера домашнего строительства; индустрия развлечений и некоторые другие, которые оказались в прямом выигрыше от пандемии. Остановимся на ряде таких отраслей.

Розничная онлайн-торговля  

Карантинные меры, введенные во многих странах мира, привели к буму среди розничных онлайн-магазинов. Потребители, вынужденные сидеть «взаперти», стали приобретать товары через сети интернет. По информации Bloomberg (ссылка на данные национальной статистики), в Великобритании в мае т.г. доля онлайн-торговли достигла рекордного значения в 33,4%. 

Ожидается, что даже с ослаблением карантина продажа товаров через интернет продолжит рост и в будущем, поскольку эпидемия коронавируса лишь ускорила процесс вымирания физических магазинов розничной торговли, наблюдаемый в мире в течение последних лет. Новой тенденцией становится рост покупателей пожилого возраста, которые с опаской смотрят на перспективу возврата в физические магазины, где риск подхватить вирус остается высоким. Онлайн-шоппинг также выигрывает от набирающей силу тенденции «надомной» занятости, которая, как и тенденция роста онлайновой торговли, постепенно становится «нормой жизни» в западных странах. 

На долгосрочный характер роста интернет-торговли указывают факты высокого онлайн-оборота после снятия карантинных мер. Так, по информации Bloomberg (ссылка на Google Mobility Data), в Германии и Австрии, которые стали «открываться» в апреле, посещаемость физических магазинов розничной торговли была на 10% ниже нормального уровня до эпидемии. Во Франции этот показатель, по данным Google, был на 25% ниже предвирусного уровня. 

В выигрыше здесь оказались компании, которые наряду с физическими мощностями уже обладали огромной долей онлайн-рынка. Согласно примеру Bloomberg, владелец бренда Zara после закрытия 3500 точек розничной торговли столкнулся с беспрецедентным ростом онлайн-заказов. Это вынудило компанию перебросить силы работников магазинов на обеспечение интернет-оборота. 

В целом в апреле т.г. объем розничной торговли в мире упал на самую масштабную величину в истории. И даже после 12%-го роста в мае, уровень продаж в розничных магазинах на 13,1% ниже уровня февраля т.г. По данным другого обследования, цитируемого Bloomberg, во второй половине мая т.г.  60% розничных компаний, имеющих онлайн-магазины, наблюдали рост продаж. 

Бум онлайн-торговли, вызванный противоэпидемиологическими мерами, оказался основной движущей силой рекордного роста акций компании Amazon. По информации газеты The Financial Times, рост рыночной капитализации этого тех-гиганта с начала года составил $401,1 млрд. 

На пятки Amazon, резко критикуемой за «эксплуатацию» работников и пренебрежительное отношение к мерам безопасности для своих сотрудников, наступает компания Shopify (штаб-квартира в Оттаве, Канада). Эта компания по итогам прошлого года обошла eBay по размеру рыночной доли в США, предлагая рынку продукцию в объеме $61 млрд, напрямую выиграла от эпидемии. Как сообщает The Financial Times, рыночная капитализация Shopify с начала года удвоилась (рост составил $51,4 млрд), и сотни популярных брендов, таких как Heinz, активно используют ПО и услуги Shopify в обход компании Amazon. 

Аналогично потребителям европейских стран и США, китайские покупатели также перешли к активному использованию онлайн-платформ для приобретения товаров через интернет. Так, сотни миллионов китайцев присоединились к группе Pinduoduo, покупая ультра-дешевые товары на ее платформе. Это привело к тому, что в первом квартале увеличение доходов компании составило 44%, а рост рыночной капитализации – $55,2 млрд. По информации The Financial Times, численность пользователей онлайн-шоппинга компании Pinduoduo выросла до 628 млн, что стремительно приближается к числу пользователей ее основного конкурента – компании Alibaba, услугами которой пользуются 726 млн покупателей. 

IT и облачные сервисы

Эпидемия коронавируса явилась катализатором роста спроса на информационные технологии, используемые в качестве инфраструктуры для проведения бизнес-встреч, конференций, надомного обучения, оказания медицинских услуг и удовлетворения других потребностей, вызванных ограничительными мерами. 

Наибольшей популярностью пользуются технологии компании Zoom Video Communications, которая в апреле т.г. зафиксировала рекордное число пользователей в течение одного дня – 300 млн участников. По выражению The Financial Times, компания явилась своеобразным символом «надомной» занятости и культурным стандартом кризиса периода коронавируса. Несмотря на противоречия, связанные с доступом к личным данным пользователей, это не принесло вреда бизнесу Zoom, нарастившей с начала года $47,9 млрд в плане рыночной капитализации. В целом, по информации The Financial Times, к концу апреля по сравнению с прошлым годом количество корпоративных пользователей услуг Zoom утроилось, а рост доходов составил 169%.

Другой пример – телекоммуникационное приложение Teams от Microsoft, которым, по информации The Financial Times, в апреле т.г. в течение одного дня воспользовались 75 млн человек. В конце 2019 года этот показатель приложения составлял лишь 20 млн. Прирост рыночной капитализации Microsoft с начала года составил $269,9 млрд. 

Бум дистанционной занятости и использования коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности усилил интерес к услугам компаний, специализирующихся на предоставлении облачных сервисов, то есть технологий распределенной обработки данных на удаленном сервере. К примеру, на фоне пандемии сильно выиграли такие компании как Adobe. Эта компания, согласно анализу The Financial Times, практически никак не пострадала от эпидемии, а только выиграла от предоставления облачных продуктов, достигнув роста капитализации с начала года на уровне $44,3 млрд. 

Еще один пример роста спроса на облачные услуги – китайский гигант Alibaba. Рост его облачного подразделения в первом квартале т.г. составил 57%. Несмотря на то, что Alibaba понесла потери на фронте онлайн-торговли, связанные с перебоями в системе курьерных перевозок, сектор облачных технологий позволил ей достичь 22%-го роста продаж по итогам первого квартала (по сравнению с 1 кв. 2019 г.). 

Американские компании ServiceNow, Salesforce, Twilio, Datadog, Okta и другие также достигли внушительных размеров рыночной капитализации благодаря облачным услугам, используемым компаниями для дистанционного бизнеса. 

Домашнее строительство, ремонтные работы

Эпидемия, из-за которой огромное число работоспособного населения оказалось «запертым» на дому, подтолкнула население к проведению ремонтных работ и благоустройству приусадебных участков. Особенно ярко эта тенденция проявилась в США, где власти разрешили оперировать компаниям, работающим на рынке обогревателей, холодильного оборудования, электроники и сантехнических устройств. 

Население США также использовало возможность для проведения домашних строительных работ, ремонта и обновления внутренней обстановки. На этом фоне, например, резко взлетели вверх акции компании The Home Depot. Рост ее капитализации с начала года составил $31,5 млрд. 

От пандемии в огромном выигрыше оказались такие компании, работающие на этом рынке, как Wayfair, добавившая к своей капитализации $10,7 млрд. А также Lowe’s, которая, несмотря на рекордный рост безработицы в США, была вынуждена нанять более 100 тысяч человек для управления заказами, стремительно выросшими в объемах во время пандемии. 

Аддитивные технологии  

На фоне растущих проблем в промышленном секторе, связанных с закрытием производственных объектов и разрушением международных логистических связей, сектор трехмерной печати набирает стремительные обороты.

Компания «Форд», к примеру, которая была вынуждена закрыть все автомобилестроительные заводы по Северной Америке, стала использовать мощности для трехмерной печати в целях изготовления защитных масок для работников сферы здравоохранения с прицелом расширения этого вида производства в будущем. 

Компания Formlabs в сотрудничестве с работниками сферы здравоохранения начала работать над созданием трехмерных приспособлений для носовых мазков для тестирования на коронавирус. Компания SLM Solutions Group AG стала использовать собственное оборудование для трехмерной печати запасных частей для своего оборудования после того, как закрытие мощностей в Китае повлекло к возникновению дефицита необходимых деталей для работы оборудования. 

Другой пример – компания GE, которая удвоила производственные мощности по производству аппаратов ИВЛ и пообещала еще раз удвоить их производство к концу второго квартала. По информации Bloomberg, GE приобрела производственные компаний Arcam и Concept Laser еще в 2016 году и намерена печатать образцы для поставщиков, для того чтобы получать необходимые детали в течение, как минимум, одной недели. Также GE рассматривает возможность не только для печатания производственных инструментов, но и самих запасных частей для вентиляторов. 

Несмотря на то, что производство защитного оборудования и инструментов для тестирования на коронавирус будет носить краткосрочный эффект, кризис показывает преимущества быстроты и версатильности (переменчивости) трехмерной печати в условиях неожиданных изменений в спросе и возникновении логистических проблем. 

Пример успеха трехмерной печати показывает, что производители, сталкиваясь с проблемами поставок, ищут способы сократить количество поставщиков в логистической цепочке. По словам Медда Хаджара, главы SLM Solutions: «Нужны ли нам уже эти глобализированные сети, сконцентрированные в Китае и зигзагообразно движущиеся по всему земному шару?». По его мнению, приведенному Bloomberg, трехмерная печать – это один из ответов на многие проблемы, с которыми сталкиваются производители в цепочке поставок в настоящее время.

Аддитивные технологии – это технологии послойного наращивания объектов и их синтез. Несмотря на то, что этот процесс может быть более дорогостоящим, чем традиционные промышленные процессы, все же приобретение и установка трехмерного принтера занимает более короткое время, чем организация целой производственной линии. Такие преимущества рабочего капитала могут иметь огромное значение в нормальные времена, когда, к примеру, «горит» поставка мультимиллионного оборудования, которое необходимо поставить в недели, а не в месяцы. Можно только представить, какую пользу эти технологии могут принести во времена коронавируса – такие преимущества могут спасти жизни многих во времена эпидемии.

По словам Роберта Месхеля, директора сети аддитивного производства компании Siemens AG (приведенным Bloomberg), «многообещающим фактором развития аддитивных технологий является тот факт, что это может сделать промышленность более распределенной». Если компания имеет оборудование для трехмерной печати, для нее нет смысла устанавливать такое оборудование в стране с низким уровнем издержек производства. Такое оборудование может быть установлено в любом месте непосредственно вблизи точки потребления. Кризис, связанный с эпидемией коронавируса, только привлечет внимание к этому сектору. 

По информации Bloomberg, Siemens, к примеру, в ноябре запустила сеть производства аддитивных технологий, основанную на облачном соединении потребителей и поставщиков частей, которые могут разработать дизайн и распечатать эти части. С распространением эпидемии компания открыла (бесплатно) платформу для  докторов, больниц и компаний, работающих с медицинским оборудованием. 

Учитывая отсутствие координации между госорганами в борьбе с распространением эпидемии (особенно в США), по мнению Bloomberg, очевидно, что такого рода оборудование и услуги будут пользоваться огромным спросом в будущем. В настоящее время около 40 различных медицинских организаций обратились к компании за предоставлением услуг, и 20 других инжиниринговый компаний и 120 новых поставщиков заявили о готовности предоставить свои услуги для включения в систему Siemens. 

Даже если эпидемия коронавируса будет носить краткосрочный характер, и срочная потребность в вентиляторах и защитной экипировке отпадет, ценность такой сети аддитивного производства останется высокой, и это изменит перспективы развития промышленности. 

Вспышка коронавируса показывает, что глобальное промышленное производство будет переосмысливаться. И дело здесь не только в зависимости мировых производителей от Китая, где в основном размещаются  мировые производственные мощности. Идея отхода от Китая стала назревать уже давно, после углубления торговых конфликтов между США и Китаем, и США в последнее время стали перемещаться в Европу и в большом масштабе импортировать продукцию из Европы. Однако распространение вируса в Европе показало, что надежда на Европу также может привести к плачевным результатам. 

Поэтому, как выражается Bloomberg, вместо вопроса, ГДЕ должны размещаться производственные мощности, компании, скорее всего, будут переосмысливать, КАК эти фабрики и заводы будут выглядеть. Первая мысль будет такова, что роботы, к примеру, не могут подхватить коронавирус, поэтому переход к автоматизации производства только еще больше усилится. Промышленное ПО позволит компаниям оптимизировать производительность и быстрее предсказывать, когда им нужны запасные части или дополнительные детали, что поможет компаниям лучше планировать логистику поставок.


Асель НУСУПОВА, Нью-Йорк

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -