52778

Какие факторы давят на тенге, и стоит ли покупать сейчас валюту?

Тенге теряет позиции вторую неделю подряд. Начав снижение 18 сентября, к 30 сентября биржевой курс достиг 431,81 тенге за доллар, потеряв сразу 2,23 тенге к итогам предыдущей торговой сессии. 

Нефть и другие шоки

Такой слабый тенге  казахстанцы наблюдали в марте и в апреле – на фоне раскручивающейся в Казахстане пандемии и в связи с падением нефтяных цен на мировом рынке. Именно в проблемах нефтяного рынка, который вновь становится заложником эпидемиологической ситуации, видит основную причину роста доллара заместитель председателя правления Национального банка Алия Молдабекова.   

«Давление на национальную валюту оказывает падение цены на нефть и опасения рынка насчет дальнейших перспектив и спроса на углеводороды. На фоне увеличения случаев заболевания коронавирусной инфекцией в мире усилились риски затяжного восстановления устойчивого спроса на топливо и роста мировой экономики», – считает Алия  Молдабекова.

Она отмечает, что многие экономисты ожидают значительный рост потребления нефти лишь в последующие 1,5-2 года. Кроме того, давление на нефтяные котировки оказывает возобновление добычи сырья в Ливии. Как следствие, на конец сентября нефть марки  Brent снизилась с 42,43 до 41,03 долларов за баррель. 

Между тем нефть выше 40 долларов за баррель вполне терпима по сравнению с весенней ценой в 20 долларов. Идеального шторма в финансовом мире также нет. Вторая волна коронавируса, о которой все говорили, все-таки случилась, но не принесла с собой особых потрясений. Многие правительства, получившие резкое падение экономики во время первого локдауна, заявили, что вряд ли будут повторно полностью закрывать страны на карантин, поскольку экономика не выдержит второго локдауна. 

Фактор слабеющих валют развивающихся стран

Нефть и внешние шоки, безусловно, остаются важными условиями движения тенге. Но в данном случае более значимую роль играет ослабление валют развивающихся стран, и прежде всего, рубля. Турецкая лира, бразильский реал, аргентинский песо, сопоставимые по статусу с тенге, теряют позиции, инвесторы выходят из рисковых активов на фоне мировой нестабильности, связанной с эскалацией военных конфликтов.

С начала сентября турецкая лира обесценилась на 6,7%; бразильский реал и мексиканское песо – на 2,6%. Падение на 6,6% с начала сентября показал  российский рубль. 30 сентября за доллар давали 77,7 рубля, за евро – 91 рубль.  Днем ранее рубль выглядел еще слабее, за доллар давали 79 рублей. Ослабление курса рубля объясняется возросшими геополитическими рисками и сообщениями о возможном расширении санкционных списков ЕС. Хотя никаких решений по санкциям пока нет, заявления создают нервозность на валютном рынке.

На начало октября рубль немного окреп. 

«Сильным драйвером для российских  инвесторов стало объявление Минфином РФ о начале продажи с 1 октября валюты. Рынок воспринял это как сигнал к локальному завершению долларового ралли, что поддержало курс рубля. Между тем сегодняшнее укрепление рубля не говорит о начале нового тренда на валютном рынке: санкционные угрозы остаются в силе, риски ужесточения ограничительных мер в мире лишь усиливаются», – пишут в своем отчете аналитики инвестиционной компании «Финам».

С учетом того, что тенге коррелирует с рублем на 95%, здоровье тенге сильно зависит от российской валюты. Хотя в последнее время стало заметно, что временами тенге не реагирует на движение рубля. Это говорит в пользу ручного управления тенге, отходящего от политики свободного плавающего курса, в нужные для монетарных властей моменты.

Рецессионные процессы 

Слабая национальная валюта выгодна бюджету и сырьевым компаниям при длительном снижении сырьевых цен и недополучения валютной выручки. Если пересчитать валютную выручку в тенге, то более дорогой доллар увеличивает размер тенговых доходов, наполняя бюджет и позволяя сырьевым компаниям хорошо отчитаться перед акционерами.  

Уместно вспомнить, что по итогам первого полугодия 2020 года национальный нефтяной оператор «КазМунайГаз» снизил добычу нефти по сравнению с показателями 2019 года, показав чистый убыток. А правительство недавно  заявило о неполном исполнении бюджета за 8 месяцев 2020 года. По словам министра финансов Ерулана Жамаубаева, исполнение государственного бюджета составило 95,5%: доходы оценены в 5,5 трлн тенге при плане 5,7 трлн тенге.  При этом план по доходам республиканского бюджета выполнен лишь на 85%.     

Доходная часть недополучила 610 млрд тенге, отметил министр. Основные суммы неисполнения приходятся на такие налоги, как НДС (596 млрд тенге) и КПН (260 млрд тенге), крупными плательщиками которых выступают как раз национальные компании.

Судя по всему, тенге продолжит оставаться под давлением. Аналитики компании Halyk Finance в своем отчете отмечают, что в январе-августе 2020 года продолжился общий спад экономики Казахстана, но уже не только за счет  отрицательной динамики секторов транспорта и внутренней торговли,  но и за счет заметного сокращения положительной динамики в сфере промышленного производства. Таким образом, нарастают рецессионные процессы, постепенно распространяющиеся на базовые отрасли экономики. 

«Ранее мы ожидали начала восстановления экономики уже в 3-м квартале, однако текущая статистика дает основания полагать, что восстановление начнется только в 4-м квартале 2020 года», – полагают аналитики Halyk Finance.

Падающая экономика – это потери в налогах и очередной соблазн поддержать бюджет дешевым тенге. Поддержку курсу доллар-тенге может оказать Национальный банк, ослабив денежно-кредитную политику, в том числе снижая базовую ставку и стоимость денег, о чем настойчиво просят банкиры и предприниматели. Но вряд ли Нацбанк на  это пойдет. Велик  риск того, что дешевые деньги сразу пойдут на валютный рынок, играя против национальной валюты. Простому населению в этой ситуации надо проявлять бдительность и не участвовать в валютных операциях на нестабильном валютном рынке.


Анна ЧЕРНЕНКО

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -