Кризис жанра, или Новостей больше нет

17776

Вы заметили, какие однотипные стали у нас ленты новостей? Особенно последние три-четыре года. Прямо близнецы-братья. 

Возьмем наугад какой-нибудь сайт за среду, 21 октября 2020 года. Вот новость «Цой возвращается в трудные времена. Группа «Кино» выпустила новый клип». Переходим к другому сайту. «Группа «Кино» выпустила новый клип с архивными кадрами». Третий сайт. «Старые кадры группы «Кино» в новом клипе». И так далее. 

В принципе, можно и не шастать от сайта к сайту, достаточно подсесть на любой из них и быть уверенным, что на остальных платформах происходит то же самое: порядка десяти топовых новостей гуляют по кругу, иногда немного меняя названия. 

Отчего возникла такая безликость? Почему все редакции только и занимаются тем, что с утра и до утра «тырят» и переписывают новости друг у друга? Почему все ньюс-ленты заполнены перепечатками постов из Фейсбука, Инстаграма, Телеграма и Твиттера? Куда делись интервью, расследования, очерки, зарисовки, аналитические выкладки, текстовые и фоторепортажи, реплики, колонки, фельетоны и другие жанры качественной журналистики? Почему везде правит бал рерайт, компиляция и откровенное воровство? Нет, иногда редакция того или иного сайта напрягается и выдает все-таки авторский материал. Но происходит это так редко, что может считаться лишь исключением.

Вы скажете: это всё от того, что у нас мало народу, мало новостей, и поэтому все повторяют друг друга. Это не так. Здесь вина и беда редакторов. Вина в том, что они не могут организовать хорошее исследование того или иного явления жизни, а беда в том, что у них просто нет денег на финансирование этого исследования, нет сотрудников, нет времени. Вот и начинается рабочий день такой редакции с поиска и кражи «вкусных» рейтинговых новостей у соседей по информационному пастбищу. Заместитель редактора в это время шерстит ленту соцсетей в надежде сыскать хоть какую-то интрижку или скандалец. 

Хотя свежих тем для материалов у нас полно. Зайдите на сайт парламента РК и посмотрите депутатские запросы. Там вся наша жизнь – от устройства придорожных сортиров до подготовки женщин-космонавтов. Вот пожалуйста: «О проблемах, связанных с хищением и незаконным оборотом золотосодержащего сырья», «Касательно пересмотра возраста выхода на пенсию», «По предупреждению новой волны пандемии», «О некоторых вопросах национального проекта развития АПК», «О банкротстве физических лиц» и т.д. У каждого такого запроса есть авторы, которые с удовольствием расскажут все подробности. Уверяю, любой названной темы хватит на месяц, если раздробить ее на подтемы и выдавать их, скажем, раз в неделю. 

Не нравятся депутатские запросы, зайди на сайт Рrimaries.kz, где опубликованы программы развития всех областей, городов и районов страны на ближайшие пять лет с привязкой к местным бюджетам. Там можно узнать, что, например, в Нур-Султане не предусмотрено дальнейшее строительство LRT, зато там проведут полную газификацию к 2025 году. И так по каждой области – чем тебе не темы для материалов? 

Не нравится праймериз, загляни на сайт Счетного комитета. Нет, туда лучше не заглядывай, негатива у нас и так хватает…

В общем, суть ясна, правда? И это только один из возможных способов добывания информации, существуют и десятки других. Говорю это совершенно убежденно, потому что отдал новостям не один год своей жизни. 

Еще одна беда наших информационных сайтов – отсутствие справедливости и однобокость. Например, нашел редактор в Фейсбуке слезливую «портянку» какой-нибудь дамочки, которая прилюдно обвиняет своего богатого и известного сожителя в избиениях и унижениях. Что делает редактор? Немедленно публикует «портянку» вместе с авторской орфографией и всеми ее «вообщем», «координально» и «до белого колена». Почему же он не обратится к сожителю «избиенной» дамочки и не спросит, так ли было дело? А зачем ему обращаться и тратить время? Тот сам ответит и также гневно опровергнет ее слова. В итоге редактор при нулевом усилии получает сразу два хайповых материала с кучей просмотров и комментариев. Всё это хорошо и стильно, но где здесь журналистика? 

А, собственно, журналистика сегодня и не особо нужна. Сегодня важно не спорить с предрассудками читателя и зрителя, а опираться на них. С каждым годом исчезает наша многолетняя традиция осмысливать происходящее, работать над сюжетом, над словом. Чего только стоят заголовки! «Мужчина упал с балкона и выжил в Павлодаре». «Противоборствующие стороны заявили о пяти сбитых танках», «2 ноября на Землю может упасть астероид размером с холодильник»… 

Их-за потери внешних и внутренних цензоров казахстанские ленты заполнены пошлостью: «Сняла трусы перед чужим мужем. Актер рассказал пикантную историю»; «Известный певец показал красивые кадры с медового месяца, а его супруга «засветила» округлившийся живот»; «Полностью обнаженная модель покормила грудью ребенка». Сплошь и рядом мы видим мелкотемье: «Парочка поссорилась на дороге в Алматы»; «Два автомобиля столкнулись в Нур-Султане», «Массовая драка произошла в кафе Шымкента».

Последнюю новость я посмотрел: там на летней площадке вяло буцкали друг друга четверо мужиков и повизгивала какая-то женщина. Я позвонил знакомому журналисту, который делал эту новость, и спросил, какая же это массовая драка? «Ну пусть не массовая, – охотно согласился он. – Но так просмотров больше будет!» Ну что тут скажешь? Только то, что казахстанские новостные ленты (кстати, российские – тоже) превратились в информационную помойку, где каждое второе сообщение с душком. 

«Сетевые пропагандисты не должны проверять подлинность своей информации – с них за ложь никто не спросит. Наконец-то каждый обрел право высказаться на любую тему. И никакой ответственности! Сигнальные функции журналистики и культурные барьеры, предназначенные для защиты общества от дезинформации, здесь не действуют. Возникла новая информационная система, не ограниченная никакими правилами», – так описал происходящее российский журналист и писатель Леонид Млечин. 

И это сращивание Social Media с традиционной журналистикой уже серьезно пугает.


Андрей ЗУБОВ

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -