В этом году порталу электронного правительства www.eGov.kz исполняется 15 лет. За эти годы электронное правительство прошло четыре глобальных этапа становления и развития. Каждый из них помогал казахстанцам взаимодействовать с государством. Сегодня у портала eGov.kz порядка 12 млн зарегистрированных пользователей. Это говорит о хорошей динамике цифровизации Казахстана.
Немного истории: 12 апреля 2006 года запущен портал электронного правительства с материалами о государственных услугах информационно-справочного характера. Три года (с 2007 по 2009 г.) формировалась инфраструктура портала и создавались базовые компоненты. В 2008 году в рамках административной реформы снизилась нагрузка на бизнес, упростилась разрешительная система, прежде всего лицензирования, сертификации, аккредитации, появился проект «Е-лицензирование». В период с 2008 по 2011 г. автоматизировано 86 видов лицензий, действующих на территории РК.
В 2010 году на портале появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. В 2011 году eGov.kz предложил казахстанцам услуги ЗАГСа в новом электронном формате и запустил ряд других социально-значимых госуслуг, среди которых услуги министерств здравоохранения, внутренних дел, образования. Появилась электронная цифровая подпись, и казахстанцы получили возможность записывать ее на чипы удостоверений личности нового образца. Это значительно увеличило безопасность хранения и использования ЭЦП.
В 2013 году в электронный формат перевели все социально значимые услуги, а для юридических лиц было запущено множество вспомогательных сервисов. Для удобства родителей школьников и абитуриентов затем появились новые электронные услуги в разделе «Образование». В следующем году на портале стало больше на 20 услуг и сервисов. В части е-лицензирования автоматизировано и оптимизировано 435 разрешительных документов.
2014 год стал стартовым для развития «мобильного правительства». Для пользователей операционных систем iOS и Android разработали мобильное приложение eGov.kz. Через него казахстанцы смогли получать более 50 самых популярных услуг портала электронного правительства сразу на мобильный телефон. Для тех, кто пользовался мобильными телефонами старых моделей, реализовали SMS-услуги. И уже в следующем году получать услуги электронного правительства стало возможно с помощью мобильной подписи, вшитой в сим-карту. Затем был реализован модуль «Открытое правительство», состоящий из пяти компонентов.
В мае 2016 года на международном конкурсе WSIS Project Prizes 2016 в Женеве, в категории «Информационная и коммуникационная инфраструктура» лучшим назван казахстанский проект «Центры обработки данных для государственных органов». А в начале 2017 года мобильное приложение eGov.kz на международном саммите «The world Government Summit» отметили премией «First World Govtechineers Race-2017», как самое лучшее и передовое приложение.
В следующие два года казахстанцы получили еще целый пакет услуг. В частности, возможность регистрироваться по местожительству онлайн, не посещая Центр обслуживания населения. А по номеру 1414 граждан стал консультировать робот Кенес, затем был запущен telegram-бот @EgovKzKenesBot. Вскоре появилась и возможность оплачивать госуслуги при помощи QR-кода.
Серьезный толчок развитию онлайн-услуг дала пандемия коронавируса. После введения режима ЧП в Казахстане и закрытия ЦОНов была реализована возможность удаленного выпуска ЭЦП, оформления удостоверения личности и других услуг. Через сервис «Электронные обращения» стало возможно получать 24 социально значимые услуги, не выходя из дома. Раньше они оказывались исключительно в бумажном виде.
В 2020 году совместно с Минздравом на портале eGov.kz и в приложении eGov Mobile была размещена онлайн-анкета по предварительному самодиагностированию симптомов COVID-19. Добавлены карта для информирования населения о ситуации по зараженным и контактировавшим с ними гражданам в режиме реального времени и часто задаваемые вопросы в сервисе «FAQ о COVID-19». В этом же году по поручению главы государства в онлайн-формат переведено 90% всех государственных услуг и сервисов. Кроме этого, казахстанцы получили возможность оценивать и улучшать eGov через апробацию госуслуг.
На сегодняшний день большую роль в развитии е-правительства уделяют мобильному приложению eGov Mobile. В приложении доступно более 90 государственных онлайн-услуг. Зарегистрироваться в приложении стало проще простого – не более чем за 5 минут с помощью биометрической идентификации лица можно получить ЭЦП, зарегистрироваться в базе мобильных граждан. Кроме онлайн-услуг в телефоне казахстанцы теперь могут всегда иметь под рукой так называемые «цифровые документы» – цифровые аналоги своих самых востребованных 15 документов. Которые, к слову, вполне законно могут использоваться наравне с бумажными документами.
В 2014 году Казахстан занял 28 место среди 193 стан мира в рейтинге ООН по развитию «электронного правительства», а через два года в этом же рейтинге – 7 место среди стран Азии. В 2018 году по Индексу развития электронного правительства Казахстан занял 39 позицию и 7 место среди стран Азии. В 2020 году – уже 29 место. По индексу открытых данных правительства Казахстан занял первое место среди азиатских стран, по индексу онлайн-услуг — 3 место среди стран Азии и 11 место в общемировом рейтинге.
Система электронного лицензирования, презентованная в нашей стране в 2010 году, названа лучшим проектом для бизнеса. Такую высокую оценку дали эксперты женевского Глобального саммита по развитию информационного общества.
Но самым главным оценщиком развития казахстанского электронного правительства остаются граждане Казахстана, для которых и развиваются электронные услуги. Поэтому портал eGov.kz постоянно расширяет возможности, не останавливаясь на достигнутом.
Начиная с 2010 по март т.г. казахстанцы получили на портале более 325 млн электронных госуслуг. Количество зарегистрированных пользователей портала выросло с 10 тысяч почти до 12 млн человек.
Сегодня топ-5 электронных госуслуг выглядит так:
- 8 703 627 назначений социальной выплаты участникам системы обязательного социального страхования на период ЧП.
- 2 570 828 выданных справок об отсутствии (наличии) недвижимого имущества.
- 2 488 328 справок об отсутствии (наличии) недвижимого имущества с историей юридического лица.
- 2 431 852 справки по определению адреса объектов недвижимости на территории страны.
- 2 143 421 справка о зарегистрированных правах (обременениях) на недвижимое имущество и его технических характеристиках.
Асель КУЖАХМЕТОВА