KAMA TYRES наладит в Сарани выпуск новейших шин

141251

Обоюдный интерес: впервые в Казахстане инвестиции вложат в строительство шинного завода.

На этой неделе город Сарань Карагандинской области оказался в центре событий. 

5 апреля премьер-министр РК Аскар Мамин, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов и главы компаний «Татнефть», «Аллюр» и «КазМунайГаз» дали старт строительству первого в Казахстане завода по производству автомобильных шин. Планируемая мощность – 3 млн легковых и легкогрузовых, а также 500 тысяч грузовых шин с последующим увеличением общего объема производства до 9 млн в год.

Шинный завод KamaTyresKZ будет масштабным, самым современным и высокотехнологичным. Инвесторы в его строительство вложат порядка 125 млрд тенге ($284 млн). Это будет первый совместный проект ПАО «Татнефть» и Группы компаний «Аллюр». Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов в интервью, которое он дал накануне запуска завода казахстанским журналистам, в том числе и нашему изданию «Деловой Казахстан», признался, что интерес к проекту был обоюдный. И самое главное – переговоры с казахстанской стороной шли «удивительно быстро, по-деловому, без бюрократических проволочек, в сжатые и разумные сроки». 

Новый завод для «Татнефти» – это расширение бизнеса за пределами РФ, развитие присутствия в братской стране, новые рынки сбыта. Для ГК «Аллюр», которая является акционером ТОО «Сарыарка АвтоПром», он покроет потребности в автомобильной обувке. Ведь до сих пор на территории республики шины не производятся, полностью импортируются из-за границы. А для Казахстана в целом новое производство даст возможности для развития региона и расширения экспортного потенциала. Его мощности позволят насытить шинной продукцией внутренний рынок и выйти на зарубежный.  

Площадь завода KamaTyresKZ составит порядка 100 тысяч квадратных метров. Он будет возведен на территории бывшего предприятия резинотехнических изделий, которое успешно работало в советскую эпоху и было довольно прогрессивным для того времени. Здесь сохранились традиции, определенные знания, именно поэтому выбор пал на Сарань, заявил в интервью глава «Татнефти». Можно не просто вдохнуть жизнь в пустующие корпуса, но и возродить былую славу крупнейшего производителя в стране. В строительстве будут заняты известные казахстанские компании.

«На данный момент отведена площадка, забиты колышки, полным ходом идет проектирование. Рассчитываем в мае получить разрешение у государственных надзорных органов Казахстана на начало строительства. К этому времени мы рассчитываем иметь проект, который также пройдет полную экспертизу в соответствии с внутренним законодательством Казахстана. На сегодняшний день параллельно с проектированием идет активная работа по закупке оборудования длительных сроков изготовления – 14-16 месяцев. Проведены тендеры. Первые договоры заключены, выплачены авансы. Подрядчики приступили к строительству», – отметил генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов.

Завод будет экологичным, обещают в «Татнефти». Поскольку он строится с нуля, вопросы экологической безопасности уже заложены в план строительства. По-другому компания просто не работает. На всех предприятиях, которые входят в состав Группы, а их более 10 в сфере шинного бизнеса и нефтяной промышленности, минимизированы выбросы вредных веществ в окружающую среду, и эта работа постоянно совершенствуется. 


Шинные заводы Нижнекамска поделятся опытом

Предприятие в Сарани планируется запустить к концу 2022 года. Оно будет построено по аналогии с шинными заводами в Нижнекамске, которые входят в Шинный бизнес Группы «Татнефть» KAMA TYRES. Это крупные, современные, мощные производства, где применяются передовой международный опыт и технологии. 

Нам, казахстанским журналистам, в рамках пресс-тура, организованного «Татнефтью», удалось побывать на нескольких предприятиях Нижнекамска. В первую очередь замечу, что это молодой промышленный город, образованный в 60-х годах прошлого столетия. Здесь проживает почти 250 тысяч человек. Каждое утро многие из них направляются за город, в промышленную зону, где друг за другом расположились предприятия-гиганты: шинные заводы, комплекс «ТАНЕКО», «Нижнекамскнефтехим», НПЗ «ТАИФ-НК» и др.

Только в Шинном бизнесе «Татнефти» работают более 8 тысяч человек. Нас впечатлили чистота, порядок, масштабы и новейшее оборудование. Львиная доля производственных площадок автоматизирована. Роботы заменили ручной труд. Работа ведется круглосуточно. Нам показали, как изготавливаются резиновые смеси для шин. По словам исполнительного директора Нижнекамского завода грузовых шин Цалика Портного, этот процесс – один из самых трудоемких и энергоемких. Для производства смесей используются натуральный и синтетический каучуки, техуглерод, более 15-20 различных ингредиентов. Мы увидели процессы сборки, вулканизации и участок инспекции, где девушки визуально рассматривают каждое изделие, чтобы исключить какие-либо изъяны. Цельнометаллокордные шины еще проходят рентгенодефектоскопию. Этим обеспечивается высокое качество грузовых шин.

В сутки только на Нижнекамском заводе грузовых шин производят до 4300 цельнометаллокордных шин. В прошлом году здесь их выдали 1,3 млн, а в общей сложности – 2,85 млн грузовых автопокрышек. В линейке более 120 шин разных размеров для грузовых автомобилей, тракторов, прицепов, автобусов и троллейбусов и т.д. 

Такие мощности позволяют заводу занимать одну из лидирующих позиций в РФ. Так, в сегменте грузовых шин доля на российском рынке составляет более 50 %. Нижнекамскими шинами комплектуются крупнейшие автопредприятия – КАМАЗ, НЕФАЗ, ГАЗ, ПАЗ, «Урал». Но кроме России продукцию поставляют в страны Европы, СНГ, Южную Америку – всего в 43 государства.  

Побывали мы и на заводе легковых шин «Нижнекамскшина». Здесь поменьше производственных линий, так как по весу покрышки в 3-4 раза легче грузовых. Но зато у него богатая история. Она началась еще до развала СССР. В 1973 году здесь получили первую продукцию, а через год выпустили миллионную покрышку. Производство благодаря «Татнефти» практически полностью модернизировано. Сейчас «сырая» шина собирается на станке за рекордные 37 секунд. При этом продукция завода в списке «100 лучших товаров России». Здесь выпускают более 250 позиций легковых и легкогрузовых шин брендов KAMA, Viatti и производят почти 10 миллионов шин в год.

Но что особенно бросилось в глаза, на заводах наряду с мужчинами работают женщины. Они составляют 40% от общего количества сотрудников. Легко и умело управляют роботами и руководят процессами. Говорят, что женщин будут брать на работу и на казахстанский шинный завод. Требований жестких нет. Главное, чтобы было желание освоить новые профессии.

«Казахстанцы здесь пройдут стажировку. Планируется их ставить именно на современное оборудование, аналогичное тому, что будет устанавливаться в Сарани. Мы намерены их обучить всем процессам на заготовительном, сборочном участках, на участках подготовки резиновых смесей и вулканизации. И несколько человек научим управлять производством, всей этой сложной цепочкой», – заметил исполнительный директор завода ПАО «Нижнекамскшина» Эдуард Миронов. 


Каким будет производство в Сарани?

Мощность казахстанского производства составит около трети от нижнекамского комплекса. Вместе они дополнят друг друга. При этом в Сарани производство будет современнее и по используемым технологиям на порядок выше. Ведь здесь намерены выпускать под маркой «Made in Kazakhstan» более сложный продукт, новую линейку шин В+, которые будут выпускать на станках производства Германии, Голландии и Китая.

«Завод в Казахстане будет оснащен современным, высококлассным оборудованием, с помощью которого будут выпускаться высокомаржинальные шины. Ассортимент товара определится с учетом региональных потребностей. Знания, компетенции и огромный опыт, накопленный специалистами нашего Научно-технического центра в области разработок шин, будут использоваться для производства продукции на заводе в Сарани.», – заявила руководитель шинного бизнеса, директор ООО «УК Татнефть-Нефтехим» Гюзель Хабутдинова. 

«Мы нацелены на то, чтобы потребители получили классный, правильный продукт. Я думаю, что мы это умеем делать. Если президент Российской Федерации ездит на наших шинах, многие страны покупают для ВИП-персон, это говорит о разработчиках шин больше, чем рекламные слоганы», – отметил генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов.

Созданием новых моделей шин занимаются в Научно-техническом центре «Кама». Это особая гордость шинного комплекса. С 2007 года здесь разработали более 200 легковых и легкогрузовых, более 60 грузовых, комбинированных и цельнометаллокордных шин. 

Нам показали все лаборатории, где анализируют состав резиновый смесей, где шины испытывают на прочность и выносливость. Кстати, в Казахстане тоже установят испытательный стенд, но не исследовательский, а предназначенный для подтверждения качества серийно выпускаемых шин. 

Здесь говорят, что держать в Сарани целый парк такого оборудования нецелесообразно и слишком затратно. Поэтому будет создана единая база данных, к которой получат доступ казахстанские специалисты технических служб и руководители. Они могут зайти на платформу НТЦ в любой момент в режиме реального времени и получить результаты любых испытаний.

В производстве шин под маркой KamaTyresKZ планируют использовать казахстанские компоненты. 

«Мы рассчитываем на производство каучука в Казахстане. Обсуждаем вопросы производства сажи и металлокорда. Нас интересует развитие производства химикатов и так далее», – подчеркнул в интервью Наиль Маганов.

И уже через несколько дней после встречи с журналистами в Нижнекамске генеральный директор «Татнефти» подписал соглашение с казахстанской стороной о производстве бутадиенового каучука и дорожного битума. Бутадиен широко применяется в производстве шин. Таким образом компания намерена обеспечить потребности строящегося завода в Сарани. 

На проектную мощность шинный завод выйдет к 2025 году. На первом этапе 2/3 продукции будет экспортироваться в Россию. 


«Кадры решают все»

Саранский завод обеспечит работой более 1100 человек к 2025 году. Сейчас активно ведется набор персонала. Казахстанцы пройдут обучение и стажировку на шинном комплексе Нижнекамска. Подготовка займет 6-9 месяцев. За это время они получат навыки работы на современном высокотехнологичном оборудовании и освоят профессии, чтобы позже самостоятельно управлять станками и выпускать продукцию. Всего обучение пройдут порядка 500 человек. После возвращения в Сарань они примут участие в монтаже оборудования и пусконаладке. 

«Нанимать на работу сотрудников за год до запуска нового предприятия – это практика «Татнефти». Они вместе со строителями будут поднимать объект. Это помогает работнику понять, что он строит, как строит и как дальше будет эксплуатировать. Он уже знает, как завод работает и как его обслуживать. Такой работник становится бесценным. Это очень эффективная схема работы. И когда ребята проходят все этапы, знают установки, мы отбираем наиболее подготовленных и дальше идем строить новую установку», – отмечает генеральный директор АО «ТАНЕКО» Илшат Салахов.  

По такому же принципу когда-то были набраны работники на новый нефтеперерабатывающий комплекс «ТАНЕКО». Он также входит в состав Группы «Татнефть» и сегодня является одним из самых современных предприятий нефтеперерабатывающей отрасли России. Комплекс занимает огромную территорию в 400 га. В прошлом году здесь переработали 11,4 млн тонн нефти, а проектная мощность составляет 15, 3 млн тонн. При этом глубина переработки – 99%, а выход светлых нефтепродуктов составляет более 80%. Здесь хотят идти еще дальше: из кокса получать электроэнергию, а из дымовых газов – минеральные удобрения. Чтобы вся эта махина могла работать бесперебойно, и важны профессиональные кадры, говорят в «ТАНЕКО». В этом здесь видят залог успеха.


Первый десант в Нижнекамске

В Нижнекамск уже прибыла первая группа будущих специалистов нового завода из пяти человек. Во время пресс-тура нам удалось пообщаться с ребятами. Все они из Карагандинской области. О вакансиях узнали через соцсети и сайт центра занятости г. Сарани. Их радушно встретили по татарским традициям с национальным лакомством чак-чак и познакомили с работой шинных заводов, где им даже выдали форму KamaTyresKZ с надписью «Сәттілік». Говорят, что это приятное дополнение, так они будут отличаться на фоне местных специалистов.  

«На двух заводах были, легковых и грузовых шин. Оба – огромные. Чтобы один завод обойти, нужно около полутора часов. Новейшее оборудование. Прочерчена специальная красная линия. Если ты за нее заступил, станок останавливается и не работает. То есть мега-безопасность, чтобы человека не покалечило», – поделился впечатлением после экскурсии Сергей Федоров. Ему 23 года, он – самый молодой в группе. По образованию техник-механик. Сергей охотно рассказывал, как узнал о вакансии, как его решение поддержала семья со словами – «вперед, дерзай», как впервые в жизни сел на самолет и о своих ощущениях от полета. 

Арман Кульзаков из пятерых оказался единственным с высшим образованием. Окончил Карагандинский технический университет по специальности технология машиностроения. Работал на заводе нестандартного оборудования и малой механизации. Из-за низкой зарплаты решил попробовать себя на новом производстве. 

«У нас уже трудовые договоры составлены. Например, у меня трудовой договор на три года. Меня сейчас обучат, потом буду работать мастером. Пока не решили, куда, в какой цех. Но я сам хотел бы поработать на вулканизации... Мне здесь очень интересно. Прям хочется научиться всему, приехать в Казахстан и помочь производству. Хочется, чтобы у нас производились такие же шины», – рассказал Арман Кульзаков.

В Нижнекамске они пробудут до момента запуска завода. Причем во время обучения и стажировки будут получать заработную плату. Для казахстанцев здесь специально выделили отдельное общежитие, которое недавно отремонтировали и оснастили необходимой мебелью и бытовой техникой. Проживание здесь для них бесплатное.

«Честно говоря, я бы сам здесь жил. Такие условия шикарные. Койко-место, душевые помещения, холодильники, телевизоры, стиральная машина, газовые плиты. Все абсолютно новое, вплоть до посуды: казаны, чайники, чашки, ложки, вилки… Все условия созданы для того, чтобы ребята могли полностью отдаваться процессу обучения, ни в чем не нуждались. А возвращаясь в общежитие, чувствовали себя как дома», – отметил инженер проектного офиса «организация производства шин в Казахстане» УК «Татнефть-Нефтехим» Ильназ Ямалиев.

Чтобы обеспечить кадрами шинный завод, в будущем откроют в двух технических колледжах Сарани обучение по востребованным специальностям: «резинотехническое производство» и «слесарное дело». А высококвалифицированных специалистов планируют обучать на химическом факультете Карагандинского университета имени Букетова.


Забота о людях – гарантия успеха 

Компания «Татнефть» в Татарстане известна своей социальной ориентированностью. Она немало инвестирует в строительство жилья, парков, в образование подрастающего поколения, в модернизацию спортивных объектов. Один из ярких примеров - спорткомплекс «Шинник», где мы побывали в рамках пресс-тура. Здесь гордятся своими достижениями. Есть целый музей с наградами его воспитанников, которые не раз становились чемпионами мира. И что больше всего порадовало, несмотря на эпоху рыночных отношений здесь все-таки заботятся о жителях Нижнекамска. Все спортивные секции бесплатные, как для детей, так и для взрослых. Компания спонсирует поездки спортсменов на международные соревнования. Причем при поддержке «Татнефти» создан почти десяток Центров активного долголетия с дорогостоящим современным оборудованием, который помогает также бесплатно пожилым людям бороться с недугами и всегда оставаться в тонусе. 

И сегодня, строя шинный бизнес в Сарани, «Татнефть» уверена, что этот проект повлечет улучшение социальной инфраструктуры в регионе, и готова вести данную работу в тесном контакте с местными властями. «Акимат Сарани и области, а также правительство Казахстана заинтересованы в том, чтобы создавать новые рабочие места, и для этого создаются условия. Я видел программы по строительству детских садиков, школ, жилья и социальной инфраструктуры в регионе. На сегодняшний день у нас есть полная уверенность в том, что правительство Казахстана и акимат имеют социальную ориентированность», - заявил в интервью глава «Татнефти».

P.S Для «Татнефти» Казахстан привлекательный рынок. Причина – благоприятный инвестиционный климат и давние дружеские связи. Компания много лет успешно реализует несколько проектов совместно с «КазМунайГаз» в вопросах нефтеотдачи, разработки зрелых месторождений. А теперь «Татнефть» открывает новые возможности сотрудничества, развивая шинный бизнес, производство каучука и битума. 

Саида Жаркинова

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -