В Мангистауской области, граничащей с пятью государствами, для создания комфортных условий участникам внешнеэкономической деятельности во всех международных пунктах пропуска границы действуют инспекционно-досмотровые комплексы. И морской порт Актау – не исключение.
Сравнительно недавно контейнерные грузовые перевозки стали одним из основных способов транспортного товарооборота, но тут же появился и минус: этот способ перевозок стал массово использоваться контрабандистами. Иногда контрабанда маскируется под реальные, указанные в перевозочных документах и таможенных декларациях, грузы. Бывает и так, что контрабанда и вовсе не маскируется.
Чтобы кардинально улучшить положение дел, необходимо применять передовые технологии. Например, наиболее эффективным средством проведения таможенного досмотра большегрузных автомобилей и контейнеров, позволяющим с высокой достоверностью проводить проверку грузов без их вскрытия на соответствие товаросопроводительным документам и выявлять незаконные вложения, являются инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК).
В частности, комплекс, работающий в морском порту Актау. Мобильный ИДК смонтирован на шасси автомобиля, что позволяет быстро перемещать его для целей таможенного контроля. Время готовности системы менее 15 минут, а скорость движения по трассе – 85 км/час. После разворачивания комплекс может проводить контроль до 25 автомобилей в час. Досмотровый комплекс оснащен системой радиологической безопасности внутри и вокруг ИДК. Принцип работы комплекса достаточно прост: он проезжает мимо стоящего объекта, подлежащего осмотру, и осуществляет рентгеновское сканирование.
Комплекс позволяет рассмотреть замаскированный груз даже в самом центре груженой фуры. Это мощный инструмент для обнаружения наркотиков, контрабандных грузов, оружия и взрывчатых веществ, поскольку на дисплей выводится радиоскопическое изображение груза, шасси и содержимого кабины.
С начала текущего года Актауским морским торговым портом обработано несколько миллионов тонн сухих и нефтеналивных грузов. Поэтому для ускорения процесса таможенного оформления и обеспечения эффективного таможенного контроля на таможенном посту «Морпорт» уже несколько лет действует мобильный инспекционно-досмотровый комплекс.
Система безопасности комплекса предотвращает риски случайного излучения и риски, связанные с его автоматическим перемещением. За время работы ИДК осмотрено несколько тысяч товарных партий различных наименований и ассортимента. В результате проведенной работы на особый контроль поставлено таможенное оформление строительных материалов, автомобильных запасных частей, мебели и др. Причем за указанный период работы осматривались практически все группы товаров, оформляемых таможенным постом с целью установления и анализа наиболее вероятных групп риска товара.
Благодаря мобильному комплексу с момента начала его работы выявлено множество административных правонарушений и уголовных преступлений, предусмотренных законодательством страны.
ИДК позволяет за минимальное время (2-3 мин.), в отличие от традиционных способов досмотра (2-3 часа), без вскрытия и разгрузки грузового транспортного средства получить его изображение и изображение перевозимых в нем товаров. Причем с характеристиками, позволяющими идентифицировать перевозимые товары, конструкционные узлы транспортного средства, обнаруживать в них предметы, запрещенные к перевозке, а также проводить ориентировочную оценку количества перевозимых товаров.
ИДК, к примеру, способен различать 4-мм металлический провод за 100-мм стальной преградой и многое другое. В системе применяется специальная суперобъемная система сбора и обработки сигналов от быстродвижущихся объектов.
Как прокомментировал работу этой передовой техники руководитель таможенного поста «Морпорт» Сайлау Сугралиев, «мобильный ИДК позволяет просматривать железнодорожные вагоны, контейнеры и в целом автомобильный транспорт рентгеновскими лучами подобно тому, как это происходит в аэропортах с багажом пассажиров. Аналогичные системы нашли свое успешное применение во многих европейских странах: Финляндии, Германии, Нидерландах и других».
Стационарный ИДК – достаточно мощное сооружение. Он требует создания определенных условий с учетом соблюдения техники безопасности при работе. На этом фоне мобильный ИДК, несомненно, выигрывает, прежде всего, своей мобильностью.
На вопрос, как и насколько точно можно увидеть содержимое контейнера, С. Сугралиев пояснил: «Здесь важную роль играет проекция. Можно провести такую параллель. Если я знаю человека в фас, то в профиль могу не узнать. Точно так же и здесь. Инспекционно-досмотровые комплексы могут иметь как одну проекцию, так быть и двухпроекционными. Данный комплекс технически способен обрабатывать до 20 грузовиков в час, т.е. около 500 контейнеров в сутки. Уже сейчас определена эффективность идентификации грузов, поэтому можно говорить о сокращении количества досмотров таможенным инспектором вручную. Немаловажным является и то, что программные файлы хранятся не только на уровне областного департамента государственных доходов, но и в установленном порядке отправляются в вышестоящий центральный орган. Тем самым сделан еще один шаг к прозрачности процедуры таможенного оформления и снижению риска человеческого фактора».
Установка ИДК способствует прозрачности грузооборота таможенных постов, а соответственно и повышению количества взимаемых платежей в бюджет государства.
Наталья БУТЫРИНА, Актау