208725

По недоброй традиции, сложившейся еще после глобального финансового кризиса почти 15-летней давности, казахстанцы давно не ждут добрых новостей в канун очередного Дня национальной валюты, который празднуется и как профессиональный праздник финансистов.

Понять этот общий пессимистический настрой можно легко, если вспомнить, что в тот кризис обменный курс нашей валюты был на сказочной по нынешним меркам отметке примерно в 120 тенге за доллар.

 

А все могло бы быть совсем не так?

При таком уровне сегодняшняя среднемесячная зарплата работающего казахстанца в 257 030 тенге составляла бы в долларовом эквиваленте $2 142, а не около $600 при текущем курсе в 429 тенге за доллар. Как можно было допустить обесценение казахстанской валюты за 15 лет более чем на 300 тенге или в 3,6 раза, до сих пор остается загадкой. Ведь в те кризисные годы мировые цены на нефть сорта Brent находились примерно на нынешнем уровне и начали резко снижаться лишь к концу 2008 года.

Впрочем, и сегодня поведение обменного курса тенге остается загадочным. В то время как правительство отчиталось на днях о росте экономики страны на 3,5% по итогам 10-ти месяцев, а в октябре среднемесячная цена на нефть поднялась до $83,5 за баррель с $78,5 в сентябре, или на 6,4%, в Нацбанке разводят руками, констатируя ослабление тенге к доллару за второй месяц осени на 0,3%. Как выясняется, к российской наша валюта ослабла еще больше – на 3,4%, в результате чего стал привычным новый, немыслимый ранее уровень немногим более 6 тенге за рубль!

И это при том, что обменный курс тенге усиленно поддерживается мощным притоком инвалюты из Национального фонда РК и обязательными продажами валютной выручки квазигосударственными компаниями. Из первого источника на внутренний валютный рынок поступило для конвертации $988 млн, а из второго – $208 млн, что вновь избавило Нацбанк от проведения валютных интервенций. Тем не менее его валютные активы значительно сократились в октябре – на $854 млн под влиянием снизившихся остатков на корреспондентских счетах банков второго уровня в Нацбанке.

Выручило же последний увеличение активов в золоте на $1,2 млрд, в результате чего выросли и его золотовалютные резервы. Зато валютные активы Национального фонда РК практически не изменились, что и неудивительно – ведь из него мощными потоками утекают деньги в республиканский бюджет в виде гарантированного и целевого трансфертов. Без этих трансфертов правительство давно не смогло бы исполнять свои обязательства перед бюджетниками, пенсионерами и получателями пособий. За октябрь из фонда ушло трансфертов почти на 428 млрд тенге, тогда как поступило в него 103 млрд тенге, в том числе $163 млн – в инвалюте.

Поддерживают валютный рынок и иностранные инвесторы, вкладывающиеся в отечественные ГЦБ, доходность по которым поднялась после повышения базовой ставки Нацбанком до 9,75% годовых. Такие инвестиции выросли с начала текущего года на 433 млрд тенге (в том числе в октябре – на 75 млрд тенге) до 863 млрд тенге.

Каким был бы обменный курс тенге к доллару без столь массированной поддержки, остается только гадать. Конечно, надо отдать должное главе государства, по поручению которого весной прошлого года с введением режима ЧП госкомпании стали вливать на рынок часть своей валютной выручки, но все же такая мера была определена тогда как временная!

 

Победить бы инфляцию, как в Китае, все остальное приложится!

Самому же Нацбанку сложно не только держать обменный курс, но и выполнять главную миссию, возложенную на него законом, – обеспечивать стабильность цен в стране. Хотя годовая инфляция стабилизировалась в октябре на сентябрьском уровне в 8,9%, это значительно выше давно ставшего недоступным целевого коридора в 4-6%.

Ссылки Нацбанка на общий рост цен в мире на продукты питания при этом не вполне отвечают реальности. К примеру, в соседнем Китае, одном из наших ключевых торговых партнеров, в октябре продовольственные товары подешевели на 2,4% в годовом выражении. При этом свинина, занимающая важное место в питании китайцев, упала в цене на 44%!

У нас же, судя по последней оценке инфляционных ожиданий населения на год вперед, соотечественники не ждут ничего хорошего от ценовой динамики на хлеб насущный. Если в сентябре ожидалось ускорение инфляции через год до 9%, то в октябре – до 10,3%. При этом доля респондентов, ожидающих ускорения роста цен в следующие 12 месяцев, поднялась до максимального значения в истории регулярно проводимых опросов на эту тему – 33% против 26% в сентябре.   

Казахстанцы стали чаще экономить на покупке продуктов питания, а большая часть респондентов – 35% – считает нынешние времена неблагоприятными для покупки крупных товаров. Доля сберегающего населения опустилась с 19% в сентябре до 16% в октябре, тогда как поднялась доля опрошенных соотечественников, имеющих кредит, в том числе на потребительские цели, до 33%.

Тем временем Нацбанк готовит еще один сюрприз в виде пилотного запуска Национальной платежной системы в ноябре-декабре. Сейчас НПС интегрируется с международными платежными системами. В рамках Межбанковской системы платежных карточек создана инфраструктура по обработке карточных транзакций, модернизирована платформа Системы мгновенных платежей (СМП), предназначенной для проведения розничных платежей и переводов денег в режиме реального времени.

Между тем уже известно, что российская Национальная система платежных карт «Мир» в Казахстане до последнего времени не работала. Рассказывали, что держателям этих карт приходилось ездить из Алматы аж в Байконур, так как только там были банкоматы, принимавшие их! И только весной прошлого года держатели этих карт смогли пользоваться ими в нашей стране через сеть одной из «дочек» российских банков.

А в остальном, как поется в известной старой песне про прекрасную маркизу, у финансистов «все хорошо, все хорошо». Исправно работают платежные системы, позволяя быстро осуществлять денежные переводы как внутри Казахстана, так и за пределы нашей страны. Банки второго уровня наращивают вклады клиентов и объемы кредитования, зарабатывая заодно миллиардные прибыли для своих клиентов, успешно развивают свой бизнес и страховые компании.

Растут как грибы микрофинансовые организации, наиболее крупные из которых претендуют на банковский статус. Успешно торгуют обе биржевые площадки Казахстана – столичная AIX и алматинская KASE, причем на последней к празднику открылся новый сектор – KASE Global – для торговли иностранными ценными бумагами.

Нет особых претензий у вкладчиков и получателей выплат к ЕНПФ, оперативно наладившему перечисление клиентов части их пенсионных накоплений на улучшение жилищных условий, лечение и передачу в доверительное управление для инвестиций на фондовом рынке. Состоявшиеся пенсионеры вовремя получают из бюджета свои пенсии, не жалуются и получатели пособий. Так что отечественных финансистов можно заслуженно поздравить с их профессиональным праздником, а всех читателей ДК – с Днем национальной валюты!

 

Тулеген АСКАРОВ

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -