Вызовы демографии и решения

154957

Мы уже сейчас должны готовиться к демографической ситуации, которая будет наблюдаться в 40-50-х годах нашего века, заблаговременно адаптировав пенсионную систему страны к новым реалиям в пенсионном обеспечении. Их формируют два глобальных тренда, затрагивающие пенсионные системы большинства стран мира: постепенный рост продолжительности жизни и снижение рождаемости. Отмеченные тренды ведут к неуклонному изменению возрастной структуры и старению населения. В Казахстане, так же, как в ряде других стран, дополнительно наблюдается количественный провал в нынешних возрастных группах от 15 до 24 лет, вызванный снижением рождаемости в кризисные 1990-е годы.

Ожидается, что в ближайшие годы доля молодого населения страны будет расти, но начиная с 2030 года, она сократится примерно на 5%. Что означает и изменение пропорции работающих людей к пенсионерам. И если лет 10 назад соотношение было 7,7 к 1, то к 2050 году оно будет уже 3,6 к 1.

На такие выводы наводит чтение «Справки по демографическим прогнозам ЕНПФ». Документ подготовлен квалифицированными специалистами-актуариями фонда. В нем, как говорится, ничего лишнего – отчет составлен на основе комплексных долгосрочных расчетов и статистических данных, с учетом прогнозов развития макроэкономических показателей страны.

По данным справочника «Демографический ежегодник Казахстана за 2016-2020 годы», население страны на 1 января 2021 года составило 18 879 552 человека. При этом наблюдалась следующая разбивка по возрастным группам: до 25 лет – 7 869 846 чел. (41,7%); от 25 до 65 лет – 9 534 685 чел. (50,5%); старше 65 лет – 1 475 021 чел. (7,8%). При этом обращает на себя внимание количественный провал в молодых возрастных группах (от 15 до 24 лет), что является следствием резкого снижения рождаемости в 1990-х и начале 2000-х годов.

Анализируя текущую ситуацию, авторы актуарных расчетов прогнозируют, что в ближайшем будущем доля молодого населения будет расти, но примерно с 2030 года она сократится примерно на 5%. Причем подобная динамика наблюдается как в прогнозе ЕНПФ, так и в прогнозе ООН.

«Разница в уровнях прогнозов обусловлена, прежде всего, тем, что прогноз ООН был сделан до пандемии COVID-19, а значит, не учитывает ее текущее и среднесрочное влияние: пониженную смертность молодого населения и возросшую смертность среди старшего поколения, а также сложившийся рост рождаемости в 2020 году», – отмечается в комментарии ЕНПФ.

При этом доля пожилого населения будет неуклонно расти на всем горизонте прогнозирования. Составленные специалистами возрастно-половые пирамиды по годам указывают на первые признаки старения населения «снизу» уже в 2000 году. Причиной того – резкое сокращение рождаемости в 1990-х годах. Эта группа населения достигла возраста 20-30 лет в 2020 году и достигнет предпенсионного возраста в 2050 году. В свою очередь, дети от этой возрастной когорты формируют первую волну так называемого «демографического эха», то есть, речь о детях этих людей.

В 2050 году им будет от 15 до 30 лет. И это будет еще одна меньшая по численности когорта населения в сравнении с соседними возрастными группами. При этом другой особенностью пирамиды 2050 года является наблюдаемое старение населения «сверху» в результате увеличения продолжительности жизни и снижения смертности в старших возрастах, подчеркивают аналитики ЕНПФ. 

«Процессы старения населения в Казахстане будут снижать так называемый «коэффициент потенциальной поддержки», рассчитываемый как количество людей трудоспособного возраста – от 25 до 64 лет, поделенное на количество людей в возрасте 65 лет и старше, – отмечается в исследовании. – Ожидаемый рост численности пожилого населения вкупе с сокращением доли населения от 25 до 64 лет до 2030 года означает, что, по прогнозам ЕНПФ и ООН, в Казахстане за период с 2020 по 2050 год почти в 2 раза снизится «коэффициент потенциальной поддержки»: на 1 пенсионера в возрасте 65+ будет приходится лишь 3,64 человека трудоспособного возраста, что увеличит «нагрузку» на трудоспособное население».
И далее: «Другим используемым показателем измерения уровня старения населения является доля лиц в возрасте старше 60 лет. Его использование также указывает на начавшиеся процессы старения населения в Казахстане. Согласно шкале демографического старения Божё-Гарнье-Россета, в настоящее время Казахстан стоит на пороге начального уровня демографической старости».

Можно, конечно, сказать, что эти проблемы более актуальны для пенсионных систем с бюджетным, основанным на солидарных принципах подходом финансирования, когда пенсионное обеспечение по старости старших возрастных групп полностью обеспечивается из отчислений молодым работающим поколением. Для стран с распределительной системой, основанной на солидарности поколений, это действительно является очень серьезной проблемой, в сравнении со странами, имеющими индивидуальную накопительную пенсионную систему, являющуюся более устойчивой к демографическим и экономическим процессам развития.

Тем не менее, подчеркивают в ЕНПФ, отмеченные демографические тренды будут оказывать влияние в целом как на экономику страны, так и на систему пенсионного обеспечения в частности.

«Низкие прогнозные значения коэффициента потенциальной поддержки подчеркивают потенциальное влияние процессов старения населения в Казахстане на рынок труда, экономические показатели, а также на увеличение нагрузки на государственный бюджет в части социального и пенсионного обеспечения, с которыми Казахстан может столкнуться в ближайшие десятилетия», – говорят аналитики ЕНПФ.
– В рамках Концепции дальнейшей модернизации пенсионной системы в Казахстане продолжается работа по разработке принципов перехода от базовой пенсии к минимальной гарантированной пенсии, что очень важно с учетом постепенного сокращения солидарного компонента пенсии. В этих условиях исследования демографических трендов имеют важное практическое значение, – отмечает заместитель председателя правления АО «ЕНПФ» Сауле Егеубаева. – Пенсионная система Казахстана многоуровневая. В настоящее время выходят на пенсию люди, еще имеющие стаж работы до 1998 года (в тот период пенсионные отчисления осуществлялись в госбюджет), поэтому в структуре их пенсий есть солидарный компонент, который и выплачивается из госбюджета. Но, начиная с 2040-х годов, этого компонента у вновь выходящих на пенсию не будет. Поскольку на пенсию начнут выходить люди, у которых трудовая деятельности началась после 1998 года, соответственно, весь период своей трудовой деятельности они отчисляли (или должны были отчислять) пенсионные взносы на свои индивидуальные накопительные пенсионные счета. В результате, структура их совокупной пенсии будет включать в себя два основных компонента (базовый из госбюджета и накопительный из ЕНПФ), и ее размер в значительной мере будет зависеть от индивидуальных пенсионных накоплений гражданина. Для обеспечения адекватного пенсионного дохода, в соответствии со стандартами Международной организации труда, получаемая пенсия должна составлять не менее 40% от утраченного дохода. При этом, в развитых странах целевое значение этого показателя выше и составляет 60-70% от утраченного заработка. В настоящее время этот показатель в Казахстане – с учетом солидарного компонента пенсии – составляет около 52%. Для сохранения и роста уровня пенсионных доходов граждан в долгосрочной перспективе важно обеспечить рост пенсионных накоплений граждан, в том числе внедрение обязательных пенсионных взносов работодателя (предусмотрен с 2023 года в размере 5% – прим. ред.), а также развить базовый компонент совокупной пенсии из госбюджета. Актуарии ЕНПФ принимают активное участие в таких расчетах совместно с уполномоченными государственными органами.

Еще один фактор, который вызывает опасения экспертов, – уровень рождаемости (число детей, рожденных на 1 женщину), который по прогнозам может снизиться к 2050 году до 2,13 (т.е. до уровня простого замещения, не обеспечивающего рост населения).

– Несмотря на то, что в последние три года число родившихся значительно выросло против показателей предыдущих лет (в 2019 году – 402,3 тыс. младенцев, 2020 г. – 426,8 тыс., 2021 г. – 450,7 тыс.) и показатель рождаемости по итогам 2021 года (число детей на 1 женщину) составил самое высокое значение за последние 10 лет (3,32 ребенка на 1 женщину), долгосрочный прогноз этого показателя имеет нисходящую тенденцию и может составить, согласно прогнозам ООН, к 2050 году 2,13, – продолжает Сауле Аскаровна. – Обусловлен этот прогноз рядом факторов, в том числе усилением глобальных процессов и трендов по урбанизации, гендерного равенства и участия женщин в социально-экономической сфере, а также повышением показателя возраста женщин при рождении первого ребенка. В Казахстане по итогам 2021 года году данный показатель составил 25,2 года, тогда как в 2000 году, к примеру, – 23,7 года.

Если рассматривать все эти факторы в комплексе, становится понятно, что любая распределительная система при таком раскладе эффективно работать не может, поскольку соотношение пенсионеров и работающих неуклонно снижается и фактически значительно ниже, чем было лет 30-40 назад. Поэтому в пенсионном обеспечении многих стран основное развитие получает накопительный компонент.

Ну и краткие выводы актуариев ЕНПФ: «В Казахстане прогнозируемая численность населения к концу 2050 года достигнет 25 млн человек, хотя темпы прироста замедлятся. При этом 58% прогнозируемого роста будет достигаться благодаря «демографическому импульсу» (текущей возрастной структуре), а 42% прогнозируемого роста – за счет рождаемости выше уровня простого замещения и увеличения продолжительности жизни.
С ростом населения будет неуклонно расти число пожилых людей в стране: ожидается, что доля людей в возрасте 60 лет и старше вырастет с текущих 12% до 18,5% к 2050 г.; доля людей в возрасте 65 лет и старше вырастет с текущих 7,8% до 13,1% к 2050 г.».

Какие варианты решения этой задачи? Повышение пенсионных сбережений граждан за счет диверсификации пенсионных отчислений: обязательных пенсионных взносов работника (10%), обязательных пенсионных взносов работодателя в пользу своих работников (5%), добровольных пенсионных взносов работника и работодателя. Рост сбережений граждан позволит повысить размер накопительной пенсий в будущем. Также важно укрепление государственного компонента пенсии – переход от базовой к минимальной гарантированной пенсии со стимулированием трудового стажа и занятости.

В международной практике размер государственной пенсии напрямую зависит от трудового стажа, а размер накопительной пенсии – от сумм и регулярности взносов на индивидуальный пенсионный счет (ИПС). Это сильные мотиваторы для роста занятости и прозрачности доходов работников. Если в течение года человек сделал не 12, а, к примеру, 3 взноса, а течение пяти лет не 60 взносов, а всего 15, то и стаж для расчета базовой пенсии из госбюджета будет меньше, поскольку он основан на фактическом числе месяцев стажа, подтвержденных взносами на ИПС.

– В целом актуарные исследования дают нам прогноз ожидаемого повышения продолжительности жизни, снижения рождаемости в долгосрочной перспективе и роста доли пожилых людей в структуре населения, – резюмирует Сауле Егеубаева. – Учитывая эти тенденции, проводится подготовка к демографическим изменениям, которые будут наблюдаться в 2040-2050-х годах. С учетом демографических вызовов Казахстан должен своевременно адаптировать свою пенсионную систему, обеспечить ее устойчивость, создать условия для получения адекватных пенсий своим гражданам после завершения активной трудовой деятельности.

Алевтина ДОНСКИХ

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -