Когда VIP-сервис проникает в повседневность, сегмент создает новые продукты.
Турбулентность прошлого и этого годов сказалась на всем банковском секторе Казахстана. Но в этой статье мы расскажем о банкинге для состоятельных людей. Как изменился рынок, как изменилось поведение клиентов сегмента Private Banking (РВ), подходы банков к особенно дорогим клиентам.
На отечественный Private Banking, как и на депозитный портфель БВУ нашей страны, повиляла глобальная геополитическая ситуация. Согласно официальным данным, количество клиентов с ликвидными средствами от 1 млн долларов в российских банках снизилось с 46,2 тыс. до 38 тыс. человек. Большую часть средств состоятельные клиенты переводили в банки ОАЭ, Армении, Турции, Казахстана и Китая.
ВТБ является единственным российском банком на территории Казахстана и предоставляет конкурентные на рынке финансовые решения для клиентов, взаимодействующих с Россией и Беларусью – переводы день в день, выпуск и обслуживание в полном объеме карт «Мир», отделения во всех крупных городах республики. По организации в текущем году тренд на увеличение числа иностранных клиентов из стран СНГ в премиальном сегменте банка сохранится.
«По сравнению с предыдущим годом число иностранных премиальных клиентов ВТБ (Казахстан) увеличилось на 5%. Клиенты чаще всего пользуются вкладами в национальной валюте Казахстана и переводами в тенге и рублях. Банк осуществляет переводы без ограничений в любой банк России (за 2022 год суммарное количество операций в российских рублях увеличилось на 15%), а также открывает депозиты в тенге» ВТБ Банк (Казахстан)
В Нурбанке отмечают несущественный рост количества VIP-клиентов.
«Прирост в среднем составляет 1-2% в год, однако необходимо учитывать объективную ограниченность данного сегмента. Среди наших VIP-клиентов есть нерезиденты, но подавляющее большинство – граждане Казахстана. Прирост клиентов-нерезидентов небольшой, о каком-то резком существенном приросте за прошлый год говорить не можем» Нурбанк
Надо сказать, что в Нурбанке действует четкая сегментация клиентов, поэтому если говорить о доле, то количество VIP-клиентов не превышает 1% от общего числа клиентов – физических лиц.
«Учитывая последние события, Казахстан стал привлекательной страной в части развития бизнеса для граждан РФ, что повлияло на рост клиентопотока в БВУ РК. Но в связи cо снижением общего количества клиентов в портфеле премиального сегмента, рост клиентов из РФ был незначительным» Bereke Bank
В Jusan Bank не скрывают, что количество VIP-клиентов уменьшилось на 4% в связи с изменением критериев входа в канал Private Banking. При этом число клиентов-нерезидентов увеличилось на 209%.
Традиционно у VIP-клиентов востребованы все виды расчетно-кассового обслуживания, размещение депозитов, денежные переводы в валюте и тенге, премиальные платежные карточки, сейфовый депозитарий.
«В целом продукты приват-банкинга, предлагаемые банками Казахстана, имеют схожие характеристики, однако конкуренция в этой области основывается на таких аспектах, как финансовая стабильность фининститута, профессионализм оказания банковских услуг, доверительные условия обслуживания. В Нурбанке работа с VIP-клиентами строится на принципе КНК – конфиденциальность, надежность, качество обслуживания» Нурбанк
Традиционно услуга приват-банкинга во всем мире предполагает, прежде всего, управление активами клиента, формирование персонального инвестиционного портфеля, оптимизацию и финансирование операций клиента, консультирование по вопросам размещения и распоряжения капиталом, финансовое планирование.
«Поэтому мы думаем, что в скором времени персональный менеджер трансформируется в финансового консультанта, функционал которого будет включать не только управление капиталом, но и юридическое, налоговое сопровождение всех финансовых сделок клиента» Нурбанк
После того как мир вошел в сектор волатильности рынков, отношение к скорости передачи информации изменилось у всех. Приоритетное значение приобрели своевременность экспертизы, оперативность реакции, опережающие решения и умение вовремя связываться с клиентами.
«Премиальный сегмент подразумевает первоклассный сервис обслуживания. Учитывая нынешнюю тенденцию перехода в цифровой банк, мы планируем перевести большинство операций в онлайн-формат облуживания посредством мобильного приложения, тем самым выйдя на новый передовой уровень сервиса» Bereke Bank
В частной беседе финансисты сообщают, что отечественное банковское обслуживание премиальных клиентов, или private banking, вступило в новый цикл развития. Портрет обладателей крупного капитала заметно молодеет, а сервисы, прежде доступные только очень богатым людям, проникают в повседневную жизнь каждого. Поэтому финансовые организации страны разрабатывают новые продукты для VIP-клиентов и с оптимизмом смотрят в будущее.
Ирина ЛЕДОВСКИХ