Инвесторы больших дорог

70499

Казахстан намерен использовать механизм трансграничного государственно-частного партнерства для расширения транспортных коридоров.

На минувшей неделе национальные центры ГЧП и Евразийский банк развития подписали меморандум о реализации совместных трансграничных проектов. С казахстанской стороны подпись под документом поставил председатель правления АО «Казахстанский центр ГЧП» Самат Сагындыков. Стороны, подписав документ, намерены осуществлять совместное планирование трансграничных ГЧП-проектов, а также создавать институциональные механизмы подготовки, согласования и сопровождения таких проектов. Банк – как финансовый международный институт развития профинансирует реализацию трансграничных проектов и программ развития трансграничных ГЧП. Также он будет оказывать содействие через субсидирование процентной ставки, финансирование разработки ТЭО и финансовых моделей, подготовку предпроектной документации и прикладных исследований, обучение лиц, ответственных за подготовку и проведение ГЧП-проектов.

Мировая практика показывает, что трансграничные ГЧП-проекты реализуются преимущественно в сфере транспорта, водно-энергетического комплекса и телекоммуникаций. В Евразийском регионе такое взаимодействие почти не используется. Исключение – российско-китайский проект строительства и эксплуатации автомобильного моста через реку Амур. Хотя достаточность мостов, трубопроводов, дорог, электростанций имеет огромное значение для расширения логистики и увеличения межрегионального грузопотока.

Но строительство таких сложных объектов требует огромных бюджетов и определенного времени. Затраты огромные, но окупаются долго. Как правило, такие объекты имеют стратегическое значение и принадлежат государству. Исключения составляют проекты, в которых участвуют частные инвесторы. Например, платные автобаны. Однако и таких проектов не так много – мало кто из инвесторов хочет ждать 10-15 лет. Инфраструктурные объекты по определению долго возвращают инвестиции и приносят владельцу коммерческий доход спустя с десяток лет, при условии, что имеется коммерческая составляющая.

В таком случае механизм взаимодействия государства и частника оформлен в виде ГЧП. Этот же механизм можно использовать на межстрановом трансграничном уровне, где партнерами в проекте являются государства, которые могут выбирать в подрядчики частный бизнес.

Есть, что везти и куда

У Казахстана – огромные трансграничные перспективы. Страна находится в центре транспортных коридоров, идущих из Китая в Европу. Контейнерный транзит по дорогам Казахстана ежегодно ставит новые рекорды, как на Евразийском маршруте, так и на Транскаспийском транспортном коридоре. В 2022 году КТЖ показал рекордный за свою историю грузооборот в 252 млрд т-км нетто. Такому росту способствует благоприятный инвестиционный климат, создаваемый в Казахстане, и промышленная кооперация с соседними странами, а также богатая сырьевая и ресурсная база.

Глава правительства Алихан Смаилов на пленарной сессии III Евразийского конгресса отметил важность раскрытия совместными усилиями потенциал транспортных коридоров – «Север-Юг» и «Восток-Запад».

«Наши морские порты «Актау» и «Курык», центр «Хоргос», а также планируемый логистический центр в сухом порту г. Сиань в Китае могут стать дополнительными воротами на мировые рынки. Это в полной мере соответствует динамично растущему товарообороту между нашими странами, а также возрастающему транзиту» Алихан Смаилов

По словам Алихана Смаилова, в плане развития трансграничного грузооборота видится значительный потенциал в сопряжении коридора «Север-Юг» с Транскаспийским международным транспортным маршрутом (ТМТМ), объемы грузоперевозок по которому в прошлом году выросли более чем в 2 раза. «При этом важной является проводимая нами работа по синхронному устранению «узких» мест», – подчеркнул Алихан Смаилов.

Трансграничным ГЧП-проектам нужна специальная правовая основа для реализации. Национальные законы о ГЧП регулируют внутренние проекты и не предусматривают возможности совместной реализации проекта ГЧП несколькими государствами.

Межправительственное соглашение должно восполнить этот регуляторный пробел. Так как позволит учитывать специфику трансграничного объекта ГЧП и межстрановые отношения. И становиться правовой основой подготовки и реализации трансграничных ГЧП. С этой целью на базе законов о ГЧП в странах ЕАЭС, Центральной Азии и Южного Кавказа ЕАБР разработал принципы для адаптации правового режима этих стран для участия в трансграничных проектах. Принципы направлены на нахождение баланса между стремлением развивать трансграничную инфраструктуру и учетом интересов государства – участника трансграничного ГЧП.

«Подписанный меморандум не содержит юридических норм, а отражает намерения о сотрудничестве по продвижению трансграничных ГЧП. По каждому проекту будут затем подписываться проектные документы. Как правило, валютный риск – риск волатильности двух валют – принимает на себя частный партнер» Прокомментировала подписание документа директор по проектам ГЧП ЕАБР Светлана Маслова

По ее словам, стратегия управления рисками – в том числе, неисполнения одной из сторон своего обязательства – состоит в закреплении обязательств государства (через суверенные гарантии в международном договоре, обеспечивающие исполнение обязательств в рамках соглашения) и последствий их невыполнения.

Светлана Маслова рассказала, что некоторые проекты ГЧП уже запускаются. «Но мы уверены, что разработанные нами принципы ускорят процессы и облегчат запуск тех, которые только планируются в будущем. Трансграничные ГЧП-проекты структурируют очень долго. Мы уже получили отзыв от государств-участников, которые приветствуют проведенную ЕАБР работу и ждут от нас следующие шаги по разработке модельного соглашения стандартизирования условий соглашения», – отметила Светлана Маслова.

ЕАБР продвигает трансграничные ГЧП как модель сотрудничества, где, с одной стороны, увязаны планируемые инфраструктурные проекты, представляющие интерес для всех стран ЕАЭС, Центральной Азии и Южного Кавказа. А с другой стороны – представлено партнерство государств ЕАЭС и Центральной Азии с ЕАБР, частных и институциональных инвесторов, институтов развития для финансирования таких проектов.

Примером выгодного инфраструктурного проекта может служить строительство альтернативной дороги Алматы – Иссык-Куль, проект которой находится на стадии проработки. После ввода в эксплуатацию путь сократится в 5 раз, с 460 км до около 85 км. К числу потенциальных трансграничных ГЧП в странах ЕАЭС и Центральной Азии можно отнести проекты строительства железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан; Камбаратинской ГЭС-1; ЛЭП постоянного тока Россия – юг Казахстана; пограничного железнодорожного перехода на казахстанско-китайской границе и др.

Примерами межстранового ГЧП можно назвать проекты транспортной инфраструктуры в рамках международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай». Частью маршрута является Большая Алматинская кольцевая автомобильная дорога. Она имеет статус завершающегося строительства. Автомобильный пункт пропуска «Нур жолы» и транспортно-логистический центр на участке автомобильной дороги Алматы – Хоргос запущены в эксплуатацию.

Анна ЧЕРНЕНКО

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -