Кто посеет и продаст, тот и пожнет прибыль

26708
Фото: Валерия БУГАЕВА

Зерновики Костаная обсудили перспективы рынка-2025.

Производители зерна считают, что в стране необходимо создать регулятор для мониторинга ситуации при ввозе российского зерна на территорию Казахстана.

«Мы вводили запрет на российское зерно, но потом получили от них обратную реакцию. Все-таки должна быть экономическая поддержка в нашей стране, чтобы мы могли выравнивать цены реализации нашей продукции на уровне российской, чтобы конкурировать. Я считаю, что должно быть партнерское отношение внутри ЕАЭС» Глава Ассоциации сельхозтоваропроизводителей Костанайской области Александр Бородин

Производитель зерна и директор ассоциации Светлана Михайленко отметила, что при открытии границ сейчас в Казахстан пойдет поток зерна. При этом, по ее словам, в стране должен быть какой-то регулятор за ввозом.

«Мы должны понимать, стоит ли ввозить российское зерно и как это теперь повлияет на экономику нашей страны. Возьмем реально действующее мукомольное предприятие. Они могут ввезти для улучшения качества 30% зерна извне, 70% –местного. Продкорпорация может предоставить им кредиты. Мы говорим о том, что должен быть регулятор, а пока такая структура не создана, пусть это будет Продкорпорация» Светлана Михайленко

Если не производить зерно самим, рынок обвалится очень быстро. Темпы в России будут сохраняться, там колоссальная поддержка, также отметила она.

Помимо предложения создать регулятора на зерновом рынке, аграрии предложили разрешить ввоз зерна только железной дорогой. Однако импорт семян можно осуществлять автомобильным транспортом, уточнили сельхозпроизводители.

«В этом году мы дали мощный урожай, но мы не можем его вывезти. И мы его не вывезем. Вся проблема в железной дороге. Вечные конвенции, заторы и так далее. Нужно расширить переходы, ввести встречные обязательства. И один из главнейших вопросов – рынки сбыта», – считают аграрии.

Они задаются вопросом: может быть, вовсе не стоит заниматься зерном?

«Дайте нам четкие ориентиры, что востребовано в других странах. И мы займемся этим производством… И, конечно, нужен контроль за демпингом. Если будет доказано, что российская пшеница продается ниже себестоимости, нужно вводить наказания…» Светлана Михайленко

Между тем на встрече сообщалось, что Китай остается практически закрытым для экспортеров муки Казахстана. КНР не дает разрешения на импорт и не обосновывает причины. 

«Для отгрузки продукции на Китай необходимо войти в реестр импортеров в КНР, требования которого постоянно добавляются новыми пунктами. На сегодняшний день у нашего предприятия есть и ж/д тупик, склады, площадка для хранения контейнеров, но и это не гарантирует получения разрешения для импорта нашей продукции в Поднебесную» Руководитель мельничного комплекса ТОО «Асалия» Дулат Шаяхметов

Между тем к проблемам импорта добавляются проблемы с железнодорожной логистикой. Заместитель директора ТОО «КТЖ-ГП» Костанайское отделение ГП» Думан Жалкыбаев предлагает переработчикам отгружать продукцию в Среднюю Азию и Афганистан. Однако на этих рынках казахстанская продукция сейчас не востребована.

Думан Жалкыбаев сообщил, что по Костанайскому отделению ГП за прошлый год на Китай погружено более 15 тысяч зерновых грузов в контейнерах, что составляет более 881 тысячи тонн продукции. Переработчик отмечает, что эта цифра как минимум в три раза ниже реальной потребности.

«Проблема и в том, что ранее развивали логистику в направлении Афганистана, а по факту необходимо было вкладывать средства в реконструкцию и строительство ж/д-путей на Китай» Дулат Шаяхметов

Ассоциация сельхозтоваропроизводителей, которая объединяет интересы аграриев региона, считает, что решать проблему необходимо на уровне правительства, МИДа и МСХ РК.

«Важно, чтобы были не только достигнуты договоренности, но и разработаны четкие механизмы для их реализации. Без доступного рынка сбыта производители не смогут эффективно реализовывать свою продукцию, что ставит под угрозу развитие агросектора в регионе», – отметила директор ассоциации.
«С марта афганского рынка у нас просто нет. Они у нас не берут и брать не будут. Мы их сами упустили в свое время. Все почему-то пишут, что наши мельники построили в Узбекистане свои предприятия. Хочу сказать, что никто ничего не строил там, они сами построили. Их в то время очень сильно субсидировали. За 10-15 лет узбеки развились прекрасно. Они развились сами, но благодаря нам, потому что зерно заходило беспошлинно. Потом они закрутили нам гайки по транзиту, и мы там уже не проходим» Дулат Шаяхметов

Хороший экспорт на Китай открылся примерно год назад. А именно – на кормовую муку, также рассказал переработчик.

«До этого они брали гранулы, потом отруби. Я общаюсь с китайцами очень много, даже с государственными предприятиями. Они готовы брать (партия и правительство Китая дали добро). Но они нам цену не дают, $165-175 за тонну, $180 – потолок», – сказал переработчик.

При этом он отметил, что может производить 28-29 тыс. тонн кормовой муки в месяц, однако грузы не пропускает железная дорога.

«Я получаю один план на отгрузку контейнерного поезда – это 25 вагонов всего. Чтобы нормально работать, я должен отгрузить 12-13 составов. Я гружу 1-2. Они не дают. И не дадут. Потому что транзит на Китай на год вперед проплачен. Проблема создается не на границе, как все думают, а гораздо раньше. Есть узкое место. Я это точно знаю. Нам контейнеры не дают – мы берем крытые вагоны, находим площадки под Алматы, делаем фитосанитарные сертификаты, которые делаются очень долго – 10 дней. На это все нужны деньги и время, и вы хотите, чтобы мы занимались сбытом?» Дулат Шаяхметов

Аграрии предложили ряд мер, которые помогут казахстанским зерновикам конкурировать на рынках. Директор Палаты предпринимателей Костанайской области Ренат Давлетпаев, подводя итоги отраслевого совета по вопросам АПК, акцентировал внимание на том, что предложения аграриев по выходу на новые рынки будут направлены в заинтересованные государственные органы.

Международное информационное агентство «DKnews.kz» зарегистрировано в Министерстве культуры и информации Республики Казахстан. Свидетельство о постановке на учет № 10484-АА выдано 20 января 2010 года.

Тема
Обновление
МИА «DKnews.kz» © 2006 -