Казахстан развивает сеть логистических хабов на границах, достигнут рекорд грузоперевозок с КНР, продолжается внедрение электронных «дозволов» — об этих и других событиях в ежемесячном дайджесте новостей рынка логистики.
Казахстан – лидер по развитию логистики в ЦА
По итогам 2024 года Казахстан занял лидирующие позиции среди стран Центральной Азии в области логистической эффективности, свидетельствуют данные Всемирного банка. Организация представила обновленный индекс эффективности логистики Logistics Performance Index (LPI), который охватывает 139 государств. Индекс формируется на основании шести основных критериев – от эффективности таможенного контроля и уровня транспортной инфраструктуры до возможностей по отслеживанию грузов.
В Центральной Азии по этим критериям лидирует Казахстан, занявший 95-е место в общемировом рейтинге. На остальных позициях расположились: Узбекистан – 107-е место, Таджикистан – 124-е место, Кыргызстан – 133-е место. В тройке мировых лидеров Сингапур, Финляндия, Германия.
Рост грузоперевозок на китайском направлении
В 2024 году железнодорожный транспорт перевез свыше 32 млн тонн грузов между Казахстаном и Китаем, что стало рекордным показателем в истории грузоперевозок обоих государств. Экспорт казахстанских грузов увеличился на 7%, составив 13,7 млн тонн. Среди наиболее значимых категорий выделяются зерновые. Импорт товаров в Казахстан также возрос, увеличившись на 5%.
Объемы транзитных перевозок между двумя странами выросли на 19% и превысили 15 млн тонн. В частности, перевозка контейнеров через территорию Казахстана в страны Европейского союза увеличилась более чем на 40%. Особенно быстрыми темпами росли объемы транзита через порт Актау и казахстанский терминал в китайском порту Сиань, который начал функционировать в 2024 году. За прошлый год через эти маршруты прошло более 300 контейнеров, что в 30 раз превышает показатели предыдущего года.
Цифровые «дозволы» увеличат объем торговли
С января 2025 года Казахстан и Китай начали использовать цифровые разрешения на автомобильные перевозки грузов («дозволы»). Проект предполагает, что вскоре в электронный формат переведут до 60% всех выдаваемых разрешений. Запущен пилотный проект, который позволяет казахстанским перевозчикам получать разрешения непосредственно на границе, основываясь на факте поставки конкретного товара. Это значительно упростит процесс перевозок между двумя государствами и поможет увеличить объем взаимной торговли.
КНР является одним из ключевых направлений для казахстанских транспортных компаний – более половины всех разрешений на грузоперевозки приходится на это направление.
Сейчас в Казахстане реформируют систему распределения разрешений на автомобильные перевозки. В республике откажутся от принципа закрепления половины бланков за определенными транспортными компаниями. Перевозчики смогут получать необходимые бланки через Центр обслуживания населения по факту конкретной доставки товаров.
На границах возводят логистические хабы
В Казахстане планируется строительство индустриальных торгово-логистических комплексов (ИТЛК) во всех приграничных регионах страны. Эти хабы направлены на увеличение объема несырьевого экспорта и снижение уровня инфляции. Реализация проектов будет осуществляться местными органами власти в сотрудничестве с частными инвесторами.
Один из хабов будет находиться у пунктов пропуска «Карасу» (Казахстан) и «Ак-Тилек» (Кыргызстан), расположенных на международном автомобильном коридоре «Западная Европа – Западный Китай». Международный центр промышленной кооперации «Центральная Азия» построят на границе Казахстана и Узбекистана. Центр трансграничной торговли «Евразия» будет находиться в Уральске, обеспечивая выход на российский и восточноевропейский рынки.
С целью укрепления торгово-экономических связей с Китаем предусмотрено дополнительное оснащение и усиление Хоргосского транспортного узла. В Каспийском хабе будет уделено внимание развитию контейнерной инфраструктуры в портовом комплексе Актау. Также планируется строительство совместного логистического центра с Кыргызстаном для хранения плодоовощной продукции в окрестностях Алматы.
Увеличение пропускной способности таможни
На границе Казахстана и Китая, вблизи поселка Достык, открылся новый международный торгово-логистический центр. Благодаря новым складским мощностям пропускная способность таможенного поста «Алаколь» в рамках таможни «Достык» увеличится с 200 до 600 грузовых автомобилей в сутки. Это позволит повысить суточный грузооборот с 4 тыс. до 12 тыс. тонн, что в итоге приведет к росту годового объема грузоперевозок с 1 до 3 млн тонн.
Казахстан изменит правила допуска к международным перевозкам
Министерство транспорта РК разработало проект изменений в правила допуска автомобильных перевозчиков для осуществления международных грузовых перевозок. Он должен упростить процесс получения удостоверений и карточек допуска для перевозчиков.
Инициатива включает в себя устранение разделения удостоверений и карточек допуска на категории «с использованием» и «без использования» иностранного разрешения. Это нововведение позволит всем перевозчикам иметь равные условия доступа к рынку международных автомобильных грузоперевозок.
Кроме того, в проекте прописаны два новых подвида государственных услуг, касающихся аннулирования удостоверения и карточки допуска. Теперь для отмены удостоверения или карточки достаточно подать заявление, указав одну из причин. Если предложенные поправки будут одобрены, они начнут действовать с 1 июля 2025 года.